Эрика Георгиадис (Греция) Европейская школа теософии, главный редактор Журнала «Гермес» Коридаллос, Греция.
Нереальность этой вселенной
Согласно Елене Петровне Блаватской, причины существования связаны не только с биологическими факторами, но и с метафизическими. Например, стремление к чувственной жизни выражается во всем "от атома до Солнца, и является отражением Божественной мысли, приведенной в объективное существование, в закон, по которому должна существовать Вселенная.” Главная причина стремления к чувственной жизни - это результат Майи и Нидан.
В Тайной Доктрине Елена Петровна Блаватская использует слова невежество и иллюзия как синонимы, когда речь идет о Майе. Она говорит, что Майя является результатом проявления Абсолюта. Однако "Абсолют" [сам по себе] не может иметь никакого проявления. Проявление – это всего лишь тень, отражение, периодически исходящее от Абсолюта, и как таковая, иллюзия является результатом дифференциации. Единственная реальность - это сущностное единство всех вещей. Эта реальность – вечно непроявленный Абсолют:
"Майя есть везде и во всем, что имеет начало и конец; следовательно, все есть аспект того, что вечно, и в этом смысле, конечно, сама Майя есть аспект САТ, или того, что вечно присутствует во Вселенной, будь то во время Манвантары или Махапралайи. Только помните, что даже о нирване было сказано, что она есть только Майя по сравнению с Абсолютом.”
Майя - это способность восприятия каждого эго, которое считает себя единицей, отдельной и независимой от Единого бесконечного и вечного САТ, или “бытия”.
В этом смысле Майя – это аспект, всегда присутствующий в проявленной вселенной, и ее выражением является дифференциация. Единственная реальность - это непроявленный Абсолют, который является сущностным единством.
Что касается самости, то идея о том, что существуют различные личности, "я", эго, также является результатом Майи:
"Поскольку мы согласны с тем, что все существование, фактически весь мир и весь его эволюционный процесс, его радости и беды, его боги и его дьяволы, являются Майей (иллюзией) или ошибочными представлениями об истинной реальности, то как нам может казаться целесообразным помогать и способствовать этому процессу заблуждения?
Ответ: Именно потому, что термин майя, как и термин “аджняна” в ваших собственных словах, выражает лишь относительное понятие. Мир. . . “ее радости и беды, ее боги и дьяволы”, а также люди в придачу, бесспорно, по сравнению с этой ужасной реальностью, вечной вечностью, ничем не лучше произведений и трюков Майи, иллюзии. Но там проводится демаркационная линия. До тех пор, пока мы не способны сформировать даже приблизительно правильное представление об этой непостижимой вечности, для нас, которые являются такой же иллюзией, как и все остальное вне этой вечности, печали и страдания этой величайшей из всех иллюзий — человеческой жизни во вселенской махамайе — для нас, я говорю, такие печали и страдания являются яркой и очень печальной реальностью. Тень от вашего тела, танцующая на белой стене, - это реальность, пока она существует, для вас и всех, кто может ее видеть, потому что реальность так же относительна, как и иллюзия. И если одна "иллюзия" не помогает другой "иллюзии" того же рода изучать и признавать истинную природу самого себя, тогда, боюсь, очень немногие из нас когда-нибудь вырвутся из лап Майи”.
“... все, что имеет форму, было сотворено и поэтому должно рано или поздно погибнуть, то есть изменить эту форму; следовательно, как нечто временное, хотя и кажущееся постоянным, это всего лишь иллюзия, майя; ибо, поскольку вечность не имеет ни начала, ни конца, более или менее продолжительная продолжительность какой-то определенной формы проходит, как мгновенная вспышка молнии. Прежде чем мы успеваем осознать, что видели его, оно исчезает и исчезает навсегда; поэтому даже наши астральные тела, чистый эфир, являются лишь иллюзиями материи, пока они сохраняют свои земные очертания. Последнее изменяется, говорит буддист, в зависимости от достоинств или недостатков человека в течение его жизни, и это метемпсихоз Когда духовная сущность навсегда освобождается от каждой частицы материи, только тогда она вступает в вечную и неизменную Нирвану. Он существует в духе, ни в чем; как форма, образ, подобие, он полностью уничтожен и, таким образом, больше не умрет, ибо только дух – это не Майя, а единственная реальность в иллюзорной Вселенной вечно преходящих форм”.
И наконец, именно Майя порождает страдание. Существует только одна реальность, мы все " единичны, капли в океане бытия, не отличимые от других капель... именно это чувство –обособленность ... является корнем всего зла. Как в макрокосме проявленное есть тень вечного непроявленного Абсолюта, то же самое происходит и в микрокосме, то есть Атман – это наша непроявленная божественная сущность, проводником которой является Буддхи. Высший Разум – это то, что перевоплощается, низший разум, связанный с Камой (желанием), – это преходящая тень этого непроявленного божественного аспекта.
Самость в теософской системе
Точка зрения на самость, в свете теософской системы, включает понятие самости с числовым тождеством. Его существование преходяще и зависит от дифференциации. Дифференциация - это процесс, связанный с Майей (иллюзией). В Теософической системе "я" представлено в трех ипостасях: Низшее "Я" / Эго; Высшее "Я" / Эго; Божественное "Я" / Эго. Низшее "Я", также известное как Кама-Манас (санскрит: Кама - желание; Манас - ум) или ум желания, является источником личной идентичности, неуловимой и преходящей. Ум имеет двойственный аспект, то есть низший и высший. Низший ум, связанный с желаниями (Кама), неуловим, потому что он обладает чувством обособленности или “независимого существования". Это смертный и конечный аспект личности. Проводником низшего я является камарупа (санскрит: Рупа - форма), что означает форму желания или “субъективную форму, созданную посредством ментальных и физических желаний и мыслей в связи с вещами материи всеми чувствующими существами, форму, которая переживает смерть их тел". Кама-Манас - это смертный и невоплощающийся аспект личности. Таким образом, в Теософической системе личностная идентичность - это низшее "я", своего рода пучок чувственных восприятий, производных от впечатлений, вымышленное "Я", которое так хорошо описал Юм.
Манас, ум имеет двоякий аспект: высшая манас или высшее эго, связанное с духовной душой, и низшая Манас, связанный с Кама-Манасом. Высший Манас - это источник, из которого возникает чувство “я” (самосознание), не связанное с личностной идентичностью. На самом деле, Елена Петровна Блаватская говорит, что высшее эго можно сравнить с Карана-шарирой, семенами как тонкого, так и более материального тела. Она говорит, что наша индивидуальность находится в плоскости Сутратмана (санскр. освещенный), "нить духа”; бессмертное эго, индивидуальность, которая воплощается в человеке одну жизнь за другой и на которую нанизаны, как бусины на нитку, его бесчисленные личности. Сутратма - это "золотая нить, на которую, подобно бусинкам, нанизаны различные личности этого высшего эго... Нить Сияния, которая нетленна и растворяется только в нирване, вновь появляется из нее в своей целостности в тот день, когда великий закон призывает все вещи к действию...”.
Высшее Я, так же известное как высший Манас, является аспектом реинкарнации индивидуума. Именно от Высшего "Я" происходит Низшее "Я". Высшее "Я" не имеет никакого чувства индивидуальности или личной идентичности; это божественный аспект существа, также именуемый в Теософической системе индивидуальностью. Таким образом, чувство индивидуальности происходит от низшего "я" - это личное Низшее "Я" проистекает из безличного Высшего "Я", которое есть безличное осознание. Короче говоря, человеческая конституция в Теософической системе включает Атман, безличный и всеобщий принцип; он также Назван Еленой Петровной Блаватской Божественным я, "нераздельным лучом всеобщего и ЕДИНОГО Я". Это Бог свыше, более чем внутри нас; "Божественная Сущность, которая не имеет ни тела, ни формы, которая невесома, невидима и неделима, которая не существует и все же есть...".
Ее проводник – Буддхи, мудрость, проницательность, духовная душа, прямая эманация Атмана. Эти два принципа образуют то, что известно как монада. Манас, ум - это местонахождение индивидуальности, это Высшее Я от Атмана. Слияние Манас-Буддхи и есть божественное эго.
Процесс, связанный с реинкарнацией в физическом мире, описывается Еленой Петровной Блаватской следующим образом:
“...мы должны поспорить о том, что вы подразумеваете под “я” или “эго". Мы различаем простой факт самосознания, простое чувство, что “я - это я“, и сложную мысль, что ”я - это мистер Смит” или "Миссис Браун". Веря, как мы верим в ряд рождений для одного и того же эго, или в реинкарнацию, это различие является фундаментальным стержнем всей идеи. Видите ли, “мистер Смит” на самом деле означает длинный ряд повседневных переживаний, связанных вместе нитью памяти и образующих то, что мистер Смит называет “самим собой". Но ни одно из этих “переживаний “на самом деле не является ”я" или эго, и они не дают "мистеру Дж. Смиту" чувство, что он - это он сам, ибо он забывает большую часть своих повседневных переживаний, и они производят в нем чувство эгоизма только тогда, когда они длятся. Поэтому мы, теософы, различаем этот пучок "переживаний“, который мы называем ложной (потому что она так конечна и мимолетна) личностью, и тот элемент в человеке, которому приписывается чувство ”я есть я". Именно это “я есть я” мы называем истинной индивидуальностью; и мы говорим, что это “я” или индивидуальность играет, подобно актеру, многие роли на сцене жизни. (Vide infra "об индивидуальности и личности"). Давайте назовем каждую новую жизнь на Земле того же самого эго ночью на сцене театра. В одну ночь актер, или ”эго“, появляется в образе ”Макбета“, в другую-в образе ”Шейлока“, в третью - в образе ”Ромео“, в четвертую - в образе ”Гамлета“ или ”Короля Лира" и так далее, пока не пройдет весь цикл воплощений. Эго начинает свое жизненное странствие как эльф, "Ариэль“ или ”Пак“; он играет роль Супермена, является солдатом, слугой, одним из хора; затем поднимается до ”говорящих ролей“, играет главные роли, чередуясь с незначительными ролями, пока, наконец, не уходит со сцены как” Просперо", волшебник.”
Ниданы
Если и проявленная Вселенная, и личность рассматриваются как иллюзии с точки зрения связанной с ними непроявленной божественной сущности, то ниданы (кармические посредники) также являются иллюзией. В “Протоколах Ложи Блаватской” Елена Петровна Блаватская объясняет, что двенадцать Нидан являются причинами возникновения реакций по закону кармы. Ниданы (санскрит: Пратитйасамутпада), означающие зависимое возникновение, - это цепь явлений, называемых "великими причинами страдания", ведущих к перерождению в колесе сансары. Согласно хау, именно Майя пробуждает ниданы, составляющие человеческую природу, числом двенадцать:
- Джати - перерождение, с ощущением отделенного "я", возвышение ментальных феноменов.
- Джарамарана - старение и смерть.
- Бхава - становление (поведение, служащее влечению и цеплянию.
- Упадана - цепляние за жизнь.
- Тришна - любовь, будь то чистая или нечистая.
- Ведана - или ощущение; восприятие чувствами, 5-я скандха.
- Спарса - чувство осязания.
- Чадайатана - органы чувств.
- Намарупа - личность, то есть форма с именем для нее, символ нереальности материальных феноменальных проявлений.
- Виджняна - совершенное знание каждой воспринимаемой вещи и всех объектов в их сцеплении и единстве.
- Самскара - действие на плане.
- Авидья - неведение.
Елена Петровна Блаватская говорит следующее, относительно связи между ниданой и Майей:
"Нидана означает соединение причины и следствия; двенадцать Нидан - это перечисление главных причин, которые вызывают самые тяжелые реакции или следствия в соответствии с кармическим законом. Хотя нет никакой связи между терминами Нидана и Майя в них самих, Майя - это просто иллюзия, но если мы рассматриваем вселенную как Майю или иллюзию, то, конечно, Ниданы, будучи моральными посредниками во Вселенной, включены в Майю. Именно Майя, иллюзия или невежество пробуждает Ниданы; и если причина или причины были созданы, то следствия следуют в соответствии с кармическим законом.”
Танха, упадана и скандхи
В "Голосе безмолвия" Танха (на пали) определяется как “воля к жизни”, страх смерти и любовь к жизни, та сила или энергия, которая вызывает перерождения”, это желание жить с чувством завершается упаданой (пали и санскрит), топливом для танхи. И Танха, и упадана производятся скандхами (санскрит). Например, Е. П. Блаватская говорит, что танха - "энергия, являющаяся результатом действия человека (или животного), которая из старых скандх производит новую группу [агрегатов], образующих новое существо и контролирующих природу самого рождения.”
Скандхи - это агрегаты, которые формируют личное "я" каждый раз, когда оно перевоплощается. Они всецело связаны с низшим "я" и не имеют никакого отношения к Атману. КХ определяет его как " элементы ограниченного существования. Кроме того, он говорит, что “старое существо "является единственным родителем — отцом и матерью одновременно - нового существа. Кроме того, он добавляет:
"Именно группа скандх формирует и составляет ту физическую и ментальную индивидуальность, которую мы называем человеком (или любым другим существом). Эта группа состоит (в экзотерическом учении) из пяти скандх, а именно:
- Rupa - свойства или атрибуты материала [форма];
- Ведана - ощущения [чувство];
- Санна - абстрактные идеи [чувственное и ментальное познание];
- Самкара - тенденции как физические, так и ментальные [ментальные образования];
- Виннана - умственные силы, усиление четвертой - означающей ментальные, физические и моральные предрасположенности [осознание объектов и дифференциация].
Мы добавим к ним еще два, природу и имена которых вы узнаете позже. Пока достаточно сказать вам, что они связаны с Саккаядиттхи, “ересью или заблуждением индивидуальности“, и Аттавадой,” учением о себе", оба из которых (в случае пятого принципа, души) ведут к Майе ереси и вере в действенность тщетных обрядов и церемоний, в молитвы и ходатайство.” Каждый раз, когда человек перевоплощается, образуется группа новых скандх. Новые скандхи не связаны с прошлой личностью, например, физическое тело скандха рупа (форма) распалось вместе с предыдущей формой. Однако существует связь между новыми и старыми скандхами. Е.П. Блаватская объясняет эту связь следующим образом:
“Они есть и все же их нет - свежая метафизическая и оккультная тайна для вас. Они уничтожаются как рабочий запас в руках личности; они остаются как кармические следствия, как зародыши, висящие в атмосфере земного плана, готовые ожить, как многие мстительные демоны, чтобы приобщиться к новой личности эго, когда оно перевоплотится.”
"Высшее Я", духовное эго, или то, что вечно перевоплощается под влиянием своих низших личностных "я", изменяясь с каждым новым рождением, полное Танхи или желания жить. Это странный закон природы, что на этом плане высшая (духовная) природа должна быть, так сказать, в рабстве у низшей. Если эго не найдет прибежища в Атмане, ВСЕОБЩЕМ ДУХЕ, и не растворится полностью в его сущности, то личное эго может довести его до горького конца. Это не может быть полностью понято до тех пор, пока ученик не познакомится с тайной эволюции, которая протекает по трем линиям - духовной, психической и физической. Таким образом, Низшее "Я" (личностная идентичность) распадается, когда кто-то умирает, и новый набор скандх, оставаясь кармическими эффектами, притягивается к новому перевоплощающемуся "я".
Фонд содействия развитию социально значимой и просветительской деятельности «ТЕОСОФИЯ»