1 рубль Чрезвычайный выпуск
Последствия прихода к власти большевиков в октябре 1917 года в сфере денежного обращения проявились в нехватке денежной наличности на периферии бывшей Российской империи.
Власти на местах были вынуждены заняться несвойственной им деятельностью, а именно – решать, что нужно нарисовать и что следует написать на денежных знаках, которые срочно потребовалось напечатать для выплаты заработной платы рабочим и в которых также нуждалось трудовое крестьянство.
Возьмем новое территориальное образование – Уральскую область с центром в Екатеринбурге, которая с мая 1917 г. по январь 1919 г. включала Пермскую губернию, Вятскую губернию, Уфимскую губернию и частично Оренбургскую губернию.
8 марта 1918 года в печати появилось сообщение о скором выпуске кредитных билетов местного отделения Госбанка с разрешения Народного Комиссариата Финансов Республики Советов.
Запланировали 3 номинала: 1 рубль, 5 рублей, 100 рублей, хотя последний номинал изготовить не успели.
Зато кредитных билетов в 1 рубль успели напечатать много – 5 млн экземпляров размером 108 мм х 68 мм, на плотной бумага без водяных знаков.
Автором дизайна областных уральских кредиток стал… В. Ульянов: да нет – то был другой В. Ульянов, московский же глава правительства пока еще продолжал мечтать о предстоящем полном искоренении денег.
Картинка на реверсе была выдержана в строгих идеологических рамках: молот, топор, вилы, грабли – и все это оплели лавровыми ветками.
Текст на аверсе примечателен тем, что в названии страны еще не присутствует слово «социалистическая»: до принятия конституции 19 июля 1918 года единого официального названия государства – Р.С.Ф.С.Р. – еще не было, поэтому страну на кредитках назвали «Российская Федеративная Республика Советов».
Текст на реверсе отличается от общепринятого разве что повышенной строгостью в отношении фальшивомонетчиков: «Виновные в подделке областных кредитных билетов предаются суду Революционного Трибунала» – т.е. они ответят не по закону, а как решат члены трибунала.
Кто же был лично причастен к эмиссии уральских кредиток?
Смотрим на подписи: за органы Советской власти расписался А. Белобородов, за областные финансы – Ф. Сыромолотов, за Госбанк – Чернявский и еще двое с неразборчивыми подписями.
Какой еще след в истории оставили эти лица помимо своих подписей на областных билетах Урала чрезвычайного выпуска?
В ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге были расстрелян император Всероссийский Николай II Романов вместе с семьей и члена его свиты.
Решение о расстреле было подписано председателем Уральского областного Совета А. Белобородовым: он же – в том же 1918 году – поставил свою подпись первым и на кредитных билетах Екатеринбургского отделения Государственного банка.
Так эмиссия кредитных билетов Урала чрезвычайного выпуска оказалась повязана кровью с судьбой последнего российского императора.