Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Стокгольмская кровавая баня

Обывателю свойственно представлять себе историю Скандинавии примерно так: сначала там вовсе ничего не было, потом сурово-брутальная эпоха викингов, ну а потом уже только чуть-чуть галантного барокко времён Северной войны. На деле суровый дух севера никуда не делся в Ренессансе, чему пример не только крайне мрачные эпизоды охоты на ведьм (не раз касались). Вот вспомним Stockholms blodbad — "Стокгольмскую кровавую баню" ноября 1520 года...

Как многим из вас известно, с 1397 года существовала Кальмарская уния — под властью одного монарха находились тогда Дания, Швеция и Норвегия (а также относящиеся к ним Исландия, Гренландия и часть современной Финляндии). Тот монарх был датским — и в целом Дания однозначно играла ведущую роль.

На протяжении XV столетия шведам эта "игра в кальмара" всё больше и больше надоедала — экономическое господство датчан мешало развиваться шведским землям, а ведь у Швеции-то имелся огромным потенциал: все Средние века она была одним из лидеров по добыче железа. С 1470-х годов шведы (за счёт как переговоров, так и восстаний с серьёзными боевыми действиями) достигли существенной автономии. Теперь недовольна оказалась Дания, желавшая плотно держать под контролем всю унию.

Датский король Кристиан II, взойдя на престол в 1513 году, взялся за этот вопрос особенно сурово. Первые две его попытки решить дело силой не дали результата. А вот третий поход, для которого привлекли массу наёмников, удался: 19 января 1520 датская армия разбила шведов при Богесунне. В бою погиб шведский регент Стен Стуре-младший — сын главного, так сказать, идеолога шведской борьбы с Данией.

К началу апреля сопротивление оставшихся сепаратистов было почти подавлено — оставался один Стокгольм. Шведская знать по большей части согласилась на подчинение Дании при двух условиях: амнистии и сохранении шведских законов. Кристиан II, в мае прибыв к осаждённому Стокгольму, понял: осада затянется до зимы, а это будет очень тяжко. Так что пошёл на означенные договорённости.

4 ноября 1520 года его наконец официально признали в Стокгольме королём. При этом Кристиан торжественно поклялся править только через шведскую знать и простить всех былых врагов. Всё прошло очень чинно, и когда представителей местных элит 7 ноября позвали для неких переговоров, никто уже не ждал подставы.

И очень напрасно, потому что у помазавшего Кристиана на царство уппсальского архиепископа Густава Тролле уже был списочек подлежащих ликвидации. Около сотни человек арестовали, а уже 9 ноября начали казнить. Причём Кристиан был как бы ни при чём: осуждали мятежников за ересь, каковая была выражена в выступлениях против Тролле.

На деле, конечно же, все всё прекрасно понимали.

Обезглавлены были два епископа, три бургомистра, четырнадцать дворян и столько же членов стокгольмского городского совета, а также много простых людей из числа пособников — всего ажно 82 человека. Символически повторно казнили даже Стена Стуре, откопав и спалив его останки.

Кристиан II попытался подать всё это красиво. Шведам он объявил, что казнь была необходимой, так как иначе возмутился бы Папа Римский, и вообще всё это дела церковные. Папе же он сообщил, что казнить епископов не приказывал — дескать, это самоуправство военных.

Но ему, конечно, никто не поверил. И без того хреновые отношения шведов с датчанами испортились окончательно, Кристиана II с тех пор в Швеции звали исключительно Кристианом Тираном (причём ещё запустили байку, что датчане якобы зовут его Кристианом Добрым, хоть это источниками не подтверждается).

Результатом стало вовсе не умиротворение, а война, в которой шведов возглавил Густав Ваза — племянник Стуре и сын одного из казнённых. Летом 1523 он станет королём Швеции, а его потомки, как вам известно, приведут в XVII веке страну к статусу великой державы, пусть и недолгому.

При этом события ноября 1520 займут огромное место в шведской пропаганде: к ним будут отсылать и во второй половине следующего века, продолжая борьбу с Данией. Ну никогда такого не было, и вот опять — кровавые репрессии почему-то оказались не самой эффективной политикой, причём с весьма долгосрочными негативными последствиями.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей! Или читайте по тегу #миллеркат