Ситуация с запретом транзита товаров в Калининград так и не разрешилась, несмотря на туманные заявления еврочиновников и президента Литвы Гитанаса Неуседы о том, что ЕС уточняет и прорабатывает свою позицию в этом вопросе.
Согласно сообщениям СМИ, запрет на ввоз ряда российских товаров на территорию ЕС вступил в силу. Со вчерашнего дня нельзя ввозить цемент, алкоголь и другие продукты. С 10 августа — уголь и твёрдое ископаемое топливо. С 5 декабря — нефть, а с февраля будущего года — нефтепродукты. Поскольку для транзита в Калининград исключения сделано так и не было, все эти товары можно будет доставить в Калининград только морем, м/д маршрут для них отныне закрыт.
Власти российского эксклава в долгу оставаться не планируют:
«В качестве ответной меры предлагаем полный запрет на движение товаров (в том числе транзитных из третьих стран) между тремя прибалтийскими странами и Россией (с исключением для Калининградской области). Это позволит загрузить морских перевозчиков и дать работу Калининградским портам, которые сильно пострадали от ограничений со стороны ЕС», — пишет в своём ТГ-канале губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Ранее эту же меру анонсировала Глава Совета федерации Валентина Матвиенко.
В частности цемент в Калининград уже везут морем: тот же Алиханов 5 июля выкладывал в телеграм-канале видео погрузки цемента на теплоход «Холмогоры» в порту Санкт-Петербурга.
Напомним, что сама ситуация с блокадой транзита возникла ещё в июне. Ближе к концу месяца еврочиновники вроде бы вяло пообещали найти какое-то компромиссное решение (из их заявлений не всегда можно понять, что же на самом деле имеется в виду).
«Продолжаем диалог с Еврокомиссией и Литвой. Нас заверяют в том, что вопрос должен разрешиться в ближайшее время», — говорилось в публикации МИД РФ от 8 июля.
В общем, то ли еврочиновники действительно до последнего кормили завтраками российских дипломатов, то ли российские дипломаты пребывали в уверенности, что диалог действительно ведётся.
Между тем, уже тогда позиция ЕС по этому вопросу более-менее обозначилась. Миниатюру Райкина «Запустим дурочку» помните? Вот что-то похожее. В Литве стоят на том, что они ничего не запрещали, а лишь выполняют санкции ЕС. А в ЕС говорят, что транзит — это внутреннее дело Литвы, в которое они не вмешиваются. Виноватых нет, и транзита тоже нет.
Выходом могло бы стать создание специальных коридоров для российских грузов. Но тут как раз сама Литва упёрлась.
«Необходимо не только запрещение транзита грузов из санкционного списка, но и контроль. Поэтому, когда в публичном пространстве кто-то говорит о зелёных коридорах, мы подчеркиваем: не может быть и мысли о том, чтобы Литва не контролировала, что происходит на её территории», — заявила советник президента Литвы Аста Скайсгирите.
Ответ, предложенный Матвиенко и Алихановым отличается глобальностью (весь транзит из ЕС в РФ начинает идти через порт Калининграда вместо прибалтийских республик). Однако уместность такого решения не вполне очевидна. Уже подсчитано, что это потребует резкого увеличения числа грузовых судов на Балтике, а также увеличит стоимость транзита (из-за чего уже идут разговоры о дотировании перевозок).
Между тем, ещё в июне предлагались более точечные ответы: ограничить транзит товаров через Калининград для Литвы. В частности — поставки из Польши нефти на Мажейкяйский НПЗ. Не говоря уж о транзите европейских товаров литовскими перевозчиками в Среднюю Азию через территорию РФ.
И пусть не МИД РФ, а Литва бегает за еврочиновниками и договаривается с ними о зелёных коридорах. Они эту кашу заварили, им и расхлёбывать.
#калининград #экономика #политика #литва