Меня зовут Дмитрий Моргунов я являюсь основателями самой крупной сети чистки и ремонта обуви в РФ «Sneaknfresh». За два года выросли с небольшого стартапа до компании-лидера на рынке оказания данных услуг.
Мы начали работать в Новосибирске, как «SneakNfresh» - сникер-химчистка. В самом начале пути специализировались на чистке кроссовок, но со временем начали чистить и делать легкую реставрацию любой обуви. Проанализировав требования и потребности рынка, мы выросли до полноценной точки по ремонту и чистке обуви. На данный момент делаем даже сложные реставрации, например, восстанавливаем баллоны и подшиваем задники. Также занимаемся кастомом обуви и сумок.
В 2020 году начали активно развиваться по франшизе. И, как итог, сейчас в сети открыто 47 точек по всей России.
Еще в конце 2020 года мы поняли, что пандемия внесла существенные корректировки в процесс потребления людей. Стала активно развиваться курьерская и бесконтактная доставка. В 2021 году начали искать новые, дополнительные возможности для снижения своих издержек и увеличения заработка, где можно было бы использовать этот тренд. И уже в начале 2022 года запустили новый формат работы - постаматы, автоматические пункты приема обуви. А в феврале 2022, когда экономика страны пошатнулась, мы поняли, что идем в нужном направлении, и этот проект стал развиваться еще быстрее.
Как все началось, почему мы уверены в этой бизнес-модели и какие видим перспективы - рассказываю в этой статье.
Мы объединили две ниши и два тренда
Чистка и ремонт обуви
Эта услуга супер-востребована в кризисы и стала особенно актуальна в 2022 году, когда крупные обувные бренды уходят с рынка, цены растут. Люди выбирают сохранять старую, любимую обувь, а не тратиться на новую. Мы видим общий рост, набирающий темпы из года в год, по запросам на ремонт и чистку обуви. В не стабильные времена - 2008, 2014 года, рост составлял 20%. Кризисы делают услугу чистки и ремонта востребованной и узнаваемой среди населения. Люди привыкают, и в дальнейшем продолжают ей пользоваться.
Мы видим это и в цифрах: в бизнес-модель изначально закладывали выручку в 300 000 руб. Сейчас точки делают 600 000 руб. В апреле собственная розница в Новосибирске сделала рекорд: 1,4 млн. руб.
Постаматы
Постаматы в России за последние 5 лет стали активно набирать популярность.
Постамат - пункт бесконтактной выдачи товара в удобной для клиента локации. Покупатели, которые предпочитают другим способам доставки постаматы, согласно исследованию РБК, – это молодая и мобильная целевая аудитория, которая активно пользуется гаджетами и доверяет автоматическим процессам. Именно такие люди в основном и пользуются нашими услугами. Для них постаматы - понятный и удобный формат.
Немного статистики:
1) Число постаматов в последние три года растет в 2–2,5 раза год к году.
2) По данным 2ГИС в 15 крупнейших городах России в январе 2021 года работало 7616 постаматов, а годом ранее — только 4938. Рост существенный - 54%.
Что у нас получилось?
Наш основной формат работы - полноценные точки по чистке и ремонту, и мы делаем это круто. В день приносят минимум 4-5 пар, спрос есть. Но какой бы классной и востребованной не были бы товар или услуга, важно, чтобы это было близко к клиенту. Именно поэтому дополнительно мы сделали возможность сдать обувь в барбершопах, клиентам это удобно - приходишь на стрижку, заодно сдаешь кроссовки на чистку. Но принимать обувь в таком формате неудобно, да и были ограничения в локациях. Это подтолкнуло нас к решению, что нужно организовывать специальные места для приема, хранения и выдачи. Так, объединив тренды, пришла идея собственных постаматов для приема обуви. Если мы дадим человеку возможность сдавать туфли/ботинки/кроссовки на ремонт и чистку прямо возле дома, он будет этим пользоваться.
Почему мы выбрали формат постаматов?
Если рассматривать постамат как пассивный доход, то этот бизнес не требует постоянного включения в процессы, найма и работы с сотрудниками, обслуживания помещения. Если как возможность снизить издержки и быстро масштабироваться для собственных точек, то тут тоже постаматы выигрывают. Нужно всего от 1 м2 площади, в то время как для полноценной точки необходимо от 6 м2. Ценник на аренду, соответственно, ниже: от 5 000 рублей в среднем по сравнению с 15 000-20 000 рублей. Плюс - намного больше вариантов с локациями, а значит - больше охвата клиентов, не только на саму услугу, но и для продвижения бренда.
Есть идея, что дальше?
После того, как приняли решение, начали искать поставщика. Мы пошли простым путем, набирали запросы в поисковиках в просторах Интернета и обращались на производства. Пообщались с несколькими, и выбрали тех, кто предложил лучшие для нас условия сотрудничества.
Наконец, сделали первый постамат на 12 ячеек.
Принцип автоматизации постамата максимально прост. Клиент вводит на дисплее свой номер телефона и помещает обувь в открывшуюся ячейку. Постамат отправляет уведомление администратору химчистки о поступившем заказе, чтобы он мог связаться с клиентом для согласования набора услуг и необходимой консультации. Если клиента устраивают условия, то компания оказывает услуги и возвращает готовую обувь также через постамат.
Установка первого постамата состоялась в 2022 году. Мы разместили его в популярном спальном районе. И уже в первый месяц сделали выручку около 30 000 рублей без рекламы и какого-то продвижения.
Потом начали подключаться партнеры. Первый - открылся в Москве и приносит своему владельцу на данный момент среднюю выручку 70 000 рублей в месяц. На второй месяц работы мы продали уже 10 штук постаматов в одни руки.
Мы убедились, что движемся в верном направлении, партнеров становилось все больше. Постаматы покупают новые люди, которые хотят получать пассивный доход. Действующие партнеры закупают постаматы для развития своих точек.
5 задач, которые решает постамат
🔹 Помогает быстрее захватывать территорию. Один постамат = 1 пункт приёма, отображающийся на карте (2гис, Яндекс.карты, Google map).
🔹 Сокращает расходы. Не нужно тратиться на администратора, стойки, систему хранения.
Постамат занимает всего 1 м2, что достаточно экономно, и разместить его можно практически в любой локации.
🔹 Постамат - это и маркетинговый инструмент, он притягивает взгляды людей и привлекает клиентов.
🔹 Автоматизирует процессы: постамат работает через CRM-систему, и все заказы попадают напрямую в компьютер.
🔹 Удобство для клиентов. Сдать/забрать обувь можно в любое время, оперативно, без очередей и привязки к работе пункта приёма.
В чем ценность постаматов?
Ценность заключается не в самой коробке постамата, а в софте, собственной IT-инфраструктуре. Мы продумали интеграцию с CRM: заказы напрямую попадают в систему. Сейчас в разработке мобильное приложение, через которое клиентам удобно оплачивать услугу и контролировать статус заказа.
Клиенты – будут!
Мы научились сами работать и помогаем партнерам выстроить работу, передаем доступы к личному кабинету, где фиксируются все транзакции, даем инструменты для увеличения выручки, помогаем с выбором локации, привлечением клиентов, оказываем юридическую помощь.
Что сейчас по цифрам:
Вложения:
- 250 000 р. - сам постамат
- 10 000 р. - доставка в город
- 5000 - 10 000 р.- аренда места
Доходы:
- 4 пары - в среднем в день
- 1 400 р. - средний чек
- 30% - маржинальность
4 * 1400 * 30 = выручка 168 000 р. Чистая прибыль - 50 400 р.
На данный момент мы видим, что прогнозируемый срок возврата инвестиций - 5 месяцев.
Какие планы по развитию?
Наиболее популярными вариантами постаматов сейчас являются - озон, вайберис, боксбери. Но есть проблема: беря их постамат, номинальным владельцем остается корпорация, а ее основная цель - поставить свой постамат вашими руками, чтобы увеличить прибыль себе.
Мы поставили себе цель в развитии наших партнеров. Мы двигаем рынок и хотим, чтобы партнер, как собственник, получал максимальный доход и быстрее окупал вложения. А мы со своей стороны расширялись, продавая новые постаматы, отрывая новые точки, неся в массы культуру чистки обуви, культуру, которой мы в SneakNfresh сами придерживаемся!
Наши планы на ближайшие несколько лет: установить 1000 постаматов по России. И мы планомерно двигаемся к этой цели.