Найти тему
Бизнес и франшизы

Пассивный доход на постаматах. Реальность или миф?

Меня зовут Дмитрий Моргунов я являюсь основателями самой крупной сети чистки и ремонта обуви в РФ «Sneaknfresh». За два года выросли с небольшого стартапа до компании-лидера на рынке оказания данных услуг.

Мы начали работать в Новосибирске, как «SneakNfresh» - сникер-химчистка. В самом начале пути специализировались на чистке кроссовок, но со временем начали чистить и делать легкую реставрацию любой обуви. Проанализировав требования и потребности рынка, мы выросли до полноценной точки по ремонту и чистке обуви. На данный момент делаем даже сложные реставрации, например, восстанавливаем баллоны и подшиваем задники. Также занимаемся кастомом обуви и сумок.

В 2020 году начали активно развиваться по франшизе. И, как итог, сейчас в сети открыто 47 точек по всей России.

Еще в конце 2020 года мы поняли, что пандемия внесла существенные корректировки в процесс потребления людей. Стала активно развиваться курьерская и бесконтактная доставка. В 2021 году начали искать новые, дополнительные возможности для снижения своих издержек и увеличения заработка, где можно было бы использовать этот тренд.  И уже в начале 2022 года запустили новый формат работы - постаматы, автоматические пункты приема обуви. А в феврале 2022, когда экономика страны пошатнулась, мы поняли, что идем в нужном направлении, и этот проект стал развиваться еще быстрее.

Как все началось, почему мы уверены в этой бизнес-модели и какие видим перспективы - рассказываю в этой статье.

Мы объединили две ниши и два тренда

Чистка и ремонт обуви

Эта услуга супер-востребована в кризисы и стала особенно актуальна в 2022 году, когда крупные обувные бренды уходят с рынка, цены растут. Люди выбирают сохранять старую, любимую обувь, а не тратиться на новую. Мы видим общий рост, набирающий темпы из года в год, по запросам на ремонт и чистку обуви. В не стабильные времена - 2008, 2014 года, рост составлял 20%. Кризисы делают услугу чистки и ремонта востребованной и узнаваемой среди населения. Люди привыкают, и в дальнейшем продолжают ей пользоваться.

Статистика запросов по темам "чистка и ремонт обуви"
Статистика запросов по темам "чистка и ремонт обуви"

Мы видим это и в цифрах: в бизнес-модель изначально закладывали выручку в 300 000 руб. Сейчас точки делают 600 000 руб. В апреле собственная розница в Новосибирске сделала рекорд: 1,4 млн. руб.

Постаматы

Постаматы в России за последние 5 лет стали активно набирать популярность.

Постамат - пункт бесконтактной выдачи товара в удобной для клиента локации. Покупатели, которые предпочитают другим способам доставки постаматы, согласно исследованию РБК, – это молодая и мобильная целевая аудитория, которая активно пользуется гаджетами и доверяет автоматическим процессам. Именно такие люди в основном и пользуются нашими услугами. Для них постаматы - понятный и удобный формат.

Немного статистики:

1) Число постаматов в последние три года растет в 2–2,5 раза год к году.

2) По данным 2ГИС в 15 крупнейших городах России в январе 2021 года работало 7616 постаматов, а годом ранее — только 4938. Рост существенный - 54%.

Что у нас получилось?

Наш основной формат работы - полноценные точки по чистке и ремонту, и мы делаем это круто. В день приносят минимум 4-5 пар, спрос есть.  Но какой бы классной и востребованной не были бы товар или услуга, важно, чтобы это было близко к клиенту. Именно поэтому дополнительно мы сделали возможность сдать обувь в барбершопах, клиентам это удобно - приходишь на стрижку, заодно сдаешь кроссовки на чистку. Но принимать обувь в таком формате неудобно, да и были ограничения в локациях. Это подтолкнуло нас к решению, что нужно организовывать специальные места для приема, хранения и выдачи. Так, объединив тренды, пришла идея собственных постаматов для приема обуви. Если мы дадим человеку возможность сдавать туфли/ботинки/кроссовки на ремонт и чистку прямо возле дома, он будет этим пользоваться.

Почему мы выбрали формат постаматов?

Если рассматривать постамат как пассивный доход, то этот бизнес не требует постоянного включения в процессы, найма и работы с сотрудниками, обслуживания помещения.  Если как возможность снизить издержки и быстро масштабироваться для  собственных точек, то тут тоже постаматы выигрывают. Нужно всего от 1 м2 площади, в то время как для полноценной точки необходимо от 6 м2. Ценник на аренду, соответственно, ниже: от 5 000 рублей в среднем по сравнению с 15 000-20 000 рублей. Плюс - намного больше вариантов с локациями, а значит - больше охвата клиентов, не только на саму услугу, но и для продвижения бренда.

Есть идея, что дальше?

После того, как приняли решение, начали искать поставщика. Мы пошли простым путем, набирали запросы в поисковиках в просторах Интернета и обращались на производства. Пообщались с несколькими, и выбрали тех, кто предложил лучшие для нас условия сотрудничества.

Наконец, сделали первый постамат на 12 ячеек.

Принцип автоматизации постамата максимально прост. Клиент вводит на дисплее свой номер телефона и помещает обувь в открывшуюся ячейку. Постамат отправляет уведомление администратору химчистки о поступившем заказе, чтобы он мог связаться с клиентом для согласования набора услуг и необходимой консультации. Если клиента устраивают условия, то компания оказывает услуги и возвращает готовую обувь также через постамат.

Установка первого постамата состоялась в 2022 году.  Мы разместили его в популярном спальном районе. И уже в первый месяц сделали выручку около 30 000 рублей без рекламы и какого-то продвижения.

Потом начали подключаться партнеры. Первый - открылся в Москве и приносит своему владельцу на данный момент среднюю выручку 70 000 рублей в месяц. На второй месяц работы мы продали уже 10 штук постаматов в одни руки.

-3

Мы убедились, что движемся в верном направлении, партнеров становилось все больше. Постаматы покупают новые люди, которые хотят получать пассивный доход. Действующие партнеры закупают постаматы для развития своих точек.

5 задач, которые решает постамат

🔹 Помогает быстрее захватывать территорию. Один постамат = 1 пункт приёма, отображающийся на карте (2гис, Яндекс.карты, Google map).

🔹 Сокращает расходы. Не нужно тратиться на администратора, стойки, систему хранения.

Постамат занимает всего 1 м2, что достаточно экономно, и разместить его можно практически в любой локации.

🔹 Постамат - это и маркетинговый инструмент, он притягивает взгляды людей и привлекает клиентов.

🔹 Автоматизирует процессы: постамат работает через CRM-систему, и все заказы попадают напрямую в компьютер.

🔹 Удобство для клиентов. Сдать/забрать обувь можно в любое время, оперативно, без очередей и привязки к работе пункта приёма.

В чем ценность постаматов?

Ценность заключается не в самой коробке постамата, а в софте, собственной IT-инфраструктуре. Мы продумали интеграцию с CRM: заказы напрямую попадают в систему. Сейчас в разработке мобильное приложение, через которое клиентам удобно оплачивать услугу и контролировать статус заказа.

Клиенты – будут!

Мы научились сами работать и помогаем партнерам выстроить работу, передаем доступы к личному кабинету, где фиксируются все транзакции, даем инструменты для увеличения выручки, помогаем с выбором локации, привлечением клиентов, оказываем юридическую помощь.

-4

Что сейчас по цифрам:

Вложения:

  • 250 000 р. - сам постамат
  • 10 000 р. - доставка в город
  • 5000 - 10 000 р.- аренда места

Доходы:

  • 4 пары - в среднем в день
  • 1 400 р. - средний чек
  • 30% - маржинальность
4 * 1400 * 30 = выручка 168 000 р. Чистая прибыль - 50 400 р.

На данный момент мы видим, что прогнозируемый срок возврата инвестиций - 5 месяцев.

Какие планы по развитию?

Наиболее популярными вариантами постаматов сейчас являются - озон, вайберис, боксбери. Но есть проблема: беря их постамат, номинальным владельцем остается корпорация, а ее основная цель - поставить свой постамат вашими руками, чтобы увеличить прибыль себе.

Мы поставили себе цель в развитии наших партнеров. Мы двигаем рынок и хотим, чтобы партнер, как собственник, получал максимальный доход и быстрее окупал вложения. А мы со своей стороны расширялись, продавая новые постаматы, отрывая новые точки, неся в массы культуру чистки обуви, культуру, которой мы в SneakNfresh сами придерживаемся!

Наши планы на ближайшие несколько лет: установить 1000 постаматов по России. И мы планомерно двигаемся к этой цели.