Найти тему
Жизнь советского человека

Впятером на одном двухместном Ил-2 из-под носа у врага. Как спаслись советские лётчики?

«Своих не бросаем» было негласным железным законом наших солдат всегда, вне зависимости от того, воевали они на море, в воздухе или на земле. В Великую Отечественную войну случались ситуации, которые казались безвыходными, и всё же наш советский человек бился за жизнь до конца, и побеждал.

Як-3
Як-3

В марте 1944 года лётчики авиационного полка, базировавшиеся на восточном побережье Днепра, получили задание на штурмовку аэродрома Водопой (ныне – Кульбакино), расположенного юго-восточнее Николаева. Вылетели на 44 самолётах. – «Ил-2» и «Як-3».

Бомбардировку провели успешно, самолёты повернули на обратный курс. Шли над оккупированной территорией. Замыкающее звено возглавлял Андрей Демёхин со старшиной Разгоняевым. Ведомыми в двух других боевых машинах были: лейтенант Клюев и стрелок Гликин, мл. лейтенант Милонов, у которого стрелком был Николай Хирный.

Владимир Милонов бросил взгляд на землю. Слева по курсу «обозначилось» село Новониколаевка (по его воспоминаниям), занятое немцами. И вдруг он увидел внизу дымящийся «Як», а рядом суетящегося лётчика. Он махал руками своим, явно прося помощи.

Владимир в доли секунды оценил ситуацию – площадка рядом со сбитым самолётом казалась ровной. 22-летний Милонов не раздумывая двинул рукоятку выпуска шасси и пошёл на снижение.

Наградной лист Клюева
Наградной лист Клюева

Лётчика-истребителя звали Иосиф Стопа. Это был молодой парень такого же возраста. В своё время его пыталась забраковать медкомиссия за маленький рост, но всё же разрешила летать на истребителе. Милонов хотел крикнуть своему стрелку, чтобы он потеснился и забрать сбитого лётчика. Но в этот момент почувствовал, что его штурмовик стоит накренившись. Оказалось, что покрышка шасси разбилась при посадке. Видимо её посекло во время бомбёжки аэродрома, а посадка в «нестандартных условиях» завершила дело.

Теперь уже три лётчика стали пленниками обстоятельств. Они решили пробиваться пешком. Чтобы исправный самолёт не достался врагу, который находился совсем рядом, лётчики подожгли его.

Они совсем было уже собрались бежать, как вдруг услышали, как рядом приземляется самолёт. Это был Андрей Демёхин. Для него было невозможным оставить однополчан на вражеской территории.

Немцы действительно заинтересовались взрывом и стали выдвигаться из села в их сторону. Андрею, который был лишь немногим старше других, приходилось принимать невероятное решение – как разместить 5 человек в двухместном штурмовике? Времени на раздумья почти не оставалось.

Стандартная кабина Ил-2
Стандартная кабина Ил-2

Стопу и Милонова он втиснул на место стрелка, а Разгоняеву и Хирному приказал уцепиться за откосы шасси и спрятать ноги как можно глубже, чтобы не оторвало. Уместиться им удалось только когда скинули парашюты. В случае чего…шансов у них не оставалось никаких.

Но и оставшийся в небе Клюев предупредил, что гитлеровцы приближаются. Это была перспектива не лучше.

С первого раза взлететь не удалось, слишком сильно шасси влипли в густой чернозём. Все, кроме Демёхина, вылезли из самолёта и стали толкать его в сторону ближайшего взгорка.

После ускоренного очищения земли с шасси все заняли свои места и самолёт пошёл на взлёт. Разбег самолёта казался бесконечным и Демёхин, не выдержав, взял ручку управления на себя. «Ил» оторвался от земли. Андрей Васильевич посмотрел на данные приборов – при скорости в 300 км/ч их высота полёта составляла всего 50 м. Внизу оказалось видно «обалдевших» немцев.

Сзади шёл Клюев, на случай внезапной атаки истребителей. Вряд ли при ней возможно было уцелеть в такой ситуации, но всё равно было спокойнее.

Штурмовик Ил-2 в Самаре на постаменте. Хорошо видны шасси и гондолы над ними (закрытые сейчас). В такие частично и протиснулись двое стрелков.
Штурмовик Ил-2 в Самаре на постаменте. Хорошо видны шасси и гондолы над ними (закрытые сейчас). В такие частично и протиснулись двое стрелков.

Повышенные обороты двигателя и сильное лобовое сопротивление заставляли очень быстро идти стрелку бензомера к нулю. Через Днепр удалось «перетянуть». Это была уже наша земля. Приходилось садиться на площадке около ближайшего хутора. Демёхин очень надеялся, что его боевые товарищи на шасси останутся живы. Ведь в таком положении людей не приходилось перевозить никогда.

Когда самолёт коснулся земли и встал, Андрей на несколько секунд отключился. Зато мгновенно выскочили из самолёта Стопа и Милонов. У стоек шасси они увидели заляпанных грязью с головы до ног Хирного и Разгоняева. Рядом тоже на последних каплях горючего сел Клюев.

Из кабины раздался усталый голос Демёхина. Он интересовался, как дела. Только тогда лётчики действительно осознали, из какой передряги им удалось выйти живыми. Семеро молодых лётчиков, обнявшись пустились на аэродроме в пляс.

Руководящий состав Дальней авиации с 1969 по 1980 гг. Первый слева - В. Е. Милонов. Далее В. Решетников, Н. Малиновский
Руководящий состав Дальней авиации с 1969 по 1980 гг. Первый слева - В. Е. Милонов. Далее В. Решетников, Н. Малиновский

Обо всём этом стало известно журналистам через много лет от Владимира Егоровича Милонова. Двое лётчиков не вернулось с войны, ещё двое (Демёхин и Клюев) погибли после 1945 года на боевом посту. Судьбы Гликина и Стопы затерялись в послевоенной истории.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.