Весной было явно заметно сокращение ассортимента в магазинах «Светофор» и «Магнит». Пространство в торговом зале пустело едва ли не на глазах и не заполнялось ничем. Даже однотипным товаром. Речь шла даже о возможном закрытии магазинов «Светофор», поскольку объемы и ассортимент вряд ли смогли бы окупить бизнес. Напомню, что «Светофор» - это жесткий дискаунтер, который требует у поставщика, чтобы цена в рознице была на 20-30% ниже, чем в других сетях на аналогичный товар.
Однако уже недели две замечен и обратный процесс. В магазинах «Маяк» и «Светофор» восстанавливается ассортимент. Интересно, что как продовольственных, так и непродовольственных товаров. «Маяк» активно развивает торговлю канцелярскими товарами и вероятно отхватит определенную долю рынка. В «Светофоре» ставка на предметы гигиены, моющие средства, сезонные товары, товары для животных и по уходу за ними (корма, наполнитель).
Интересно восстановление продовольственного ассортимента в этих магазинах. Ажиотажный спрос продуктов длительного хранения, которые народ покупал про запас (я считаю правильно делал, поскольку небольшой запас продуктов, денег, патронов, алкоголя всегда нужен) и в продажу вернулись мука, консервы, чай в ассортименте, консервы. Причем по некоторым позициям цены вполне деморкратичные. К примеру, банка консервированного горошка за 25 рублей. Понятно, что это восстановленный продукт, но все же. Мука 30 рублей за кг. Далее по списку.
Что означает данный процесс? То, что российская экономика, российский бизнес приспособились к текущим условиям. Понятно, что жизнь, такой как прежде, не будет. Но с другой стороны, надеюсь, что общество начало осознать, что развитие определяет глубина переработки. Тогда будут и продукты питания российские, и современные автомобили. Однако есть опасность, что это обернется стагфляцией и дефляцией. Но пока я лично наблюдаю активизацию в экономике. По крайней мере, по тем отраслям, за которыми слежу. Бизнес понял, что жизнь продолжается.