О повседневной жизни женщин в домонгольской Руси сохранилось мало сведений. Древние законы — Русская правда и княжеские уставы — регулировали права женщин, защищали от произвола и предусматривали наказания за некоторые поступки. Подробнее о рутине жизни древнерусской женщины известно из берестяных грамот, найденных в культурном слое средневекового Новгорода. На древесной коре древние новгородцы делали бытовые заметки и писали послания друг другу. Грамоты подтверждают, что жительницы Новгородской земли играли заметную роль в жизни вечевой республики.
Новгородские женщины самостоятельно распоряжались деньгами. В письме сыну Григорию новгородка Марина просила «дитя» купить ткань и отмечала, что дала на нее деньги.
Некоторые женщины проводили целые денежные операции и занимали видное положение в обществе. Серия берестяных грамот содержит имя Марены. Эта хваткая дама, похоже, влиятельная бизнесвумен XII века. Исследователи предполагали, что Марена была женой чиновника, боярина Петра Михалковича. Пока муж решал административные дела, Марена ведала распределением денег и продовольствия, вела статистику и хозяйственные дела.
Петр советовал знакомому, Демше, самостоятельно просить у Марены шесть гривен: наверное, не хотел связываться со скаредной супругой. Новгородская гривна — это слиток серебра весом 204 грамма. В другой грамоте некий Завид просит отдать Марене дань зерном. Видимо, платили дань крестьяне с арендованных у Марены земель. О женском землевладении известно из еще одной грамоты, где мужчина слезно просит новгородку Анну дать ему документ о праве «сидеть» на земельном участке. Из фрагмента другого письма с требованием вернуть долг следует, что состоятельные женщины владели рабами.
В Новгороде часто не хватало хлеба, город голодал. Во время моров князь поддерживал, «наделял» бизнес. В письме на бересте Петр предупреждал Марену, что, «наделяя» купцов, князь может к ней обратиться, и супруга должна ответить, сколько людей умерло во время мора. Видимо, Марена имела авторитет во властных кругах и общалась с новгородским князем.
В другом бытовом письме Малуша просит «Маренку» заплатить две гривны. В грамоте идет речь о выдаче замуж девушки по прозвищу Большая Коса. На берестяном листе Малуша нацарапала портрет человека с крестом и матерное сакральное заклинание невесте. Некоторые ученые думают, что Коса — дочь Марены, а Малуша выполняла работу свахи. Другая дочь Марены, предположительно, вышла замуж за сына князя Юрия Долгорукого. В таком случае Марена принадлежала к высшему древнерусскому истеблишменту.
Состоятельные новгородские женщины упоминались и в летописях. Так, I Новгородская летопись сообщает о новгородке Полюжей Городщинице, которая в XII веке субсидировала строительство церкви.
По берестяным грамотам видно, что женщины разных сословий и социального статуса получали образование, свободно владели жанрами письма. В соседней с Мареной усадьбе археологи нашли инструкцию на бересте, где муж наказывал супруге купить масло и одежду, а ребенка отдать учить грамоте.
Новгородская женщина защищала права в суде. В начале XII века новгородка Нежка упрекала брата Завида в невыполнении заказа на изготовление ювелирных украшений. Она предлагала брату прислать судебного исполнителя или повестку для судебного разбирательства.
Из берестяных грамот следует, что новгородские женщины не только хранили семейный очаг, но и занимались бизнесом, ростовщичеством, управляли хозяйством, обращались в суд. Вероятно, похожим статусом женщины пользовались и в других русских княжествах домонгольского периода. Например, на граффити XII века в Софийском соборе Киева упомянута некая княгиня, жена Всеволода, как покупательница земли, за которую заплатила «семьсот гривен собольих».
***
Это был очередной пост цикла «Бытовой жанр». Цикл посвящен людям, которые жили с IX по XIX век на территории современной России. Он создается при поддержке АНО «ИРИ».