Найти тему
BK -Story

Американские боги

Книга получившая обе престижные премии «Хьюго» и «Небьюла» вышла через год после широко известной «Звёздной пыли». Что же скрывается за мрачной обложкой? Мифология? Детектив? Боевик? Драма? Всего понемногу. Но будем последовательны и начнём с художественной составляющей.

В целом идея меня заинтриговала, заведомо привлекла именно к этой книге. Поэтому я ждал чего-то действительно оригинального, выходящее за привычные рамки фантастического жанра, чего-то, что снесёт мне крышу и расширит границы сознания. Но, как часто бывает с завышенными ожиданиями, чуда не случилось. Чуть меньше чем половину книги я читал, откровенно скучая. Дело в том, что сюжет развивался неспешно, ярких событий Гейман пожалел, а персонажи не смогли меня настолько очаровать, чтобы наслаждаться их бесконечными беседами и переездами с одного места на другое.

Главный герой, бывший заключённый, описан как типичный бугай, к которому априори относятся как к глупому увальню, способному гнуть спину только в качестве грузчика или члена уличной банды. Подобное отношение к собственной личности вовсе не радует Тень (а так зовут героя), но он не сильно стремится поменять имидж. И со стороны читателя он выглядит таким же неотёсанным, пусть всё же не потерянным для общества молодым человеком, который привык держать свои чувства в узде и не плакать по пустякам о спойлер. Но даже несмотря на это, я долго не мог сочувствовать нашему герою, что вероятно связано с наполнением книги, о чём скажу чуть ниже.

Гейман придал своему персонажу определённую трагичность, создав образ человека, за которым словно Фата-Моргана следует одна неприятность за другой. Он и рад бы затеряться в каком-нибудь захолустье, но куда ни плюнь, попадёшь в очередного бога, а уж последний так или иначе захочет причинить Тени зло или добро, по своему усмотрению. Кстати о богах. Вполне вероятно, что серьёзно увлекающиеся мифологией читатели смогут идентифицировать несколько десятков представителей самого разного пантеона, и по достоинству оценить переработанные образы. А вот мне, не столь искушённому в этой области, пришлось непросто. И за исключением нескольких скандинавских богов, остальные так и остались для меня загадкой.

Боги здесь те же люди, но со своими особенностями, своей силой. Они не творят чудеса направо и налево, но и не так просты, как может показаться сначала. Однако они не производят и впечатления умудрённых опытом бессмертных существ. Мотивы их банальны, фразы штампованы, да и непосредственность в поведении подходит скорее подросткам, собравшимся играть гаражный рок, чем вершителям человеческих судеб. Они легко переключаются с одного на другое, увлекаются, теряют интерес, сбиваются и так по кругу. В чём их не упрекнёшь, так это в изобретательности, с которой они могут вершить свои незаконные дела, но хочется увидеть и какую-нибудь более светлую сторону жизни.

Отдельно хочется отметить, что книга явно имеет возрастной ценз. В ней встречаются многочисленные откровенные сцены, причем, на мой взгляд, совершенно необоснованные. Мне кажется, если их убрать книга нисколько бы не потеряла – ни в сюжете, ни в атмосфере. Зато читать стало бы приятнее. Причем ладно ещё только сами сцены половых актов, но упоминания их в разговорах, в мыслях, намеках, шутках – многовато, понимаешь? Не такого ждал от столь прославленной книги.

Конечно, можно посмотреть на это со стороны высокого реализма. Возможно, Гейман хотел показать, что его герои испытывают все те же потребности, что и реальные люди. Но, по-моему, он перестарался с обилием слов «отлил», «член» и т.д. Кстати, если идти по стезе стереотипов об американцах, то всё вышеописанное вкупе с заезженными фразами и предсказуемыми поступками, способствуют закреплению уже сформировавшихся под впечатлением фильмов образов. Вот только нужно ли это? Зачем в книге секс и сальности простительные для бульварных романов? Не исключено, что такой режим «без купюр» и выделил «Американских богов» в глазах жюри, присуждающего премии. Но мне этого добра и в жизни хватает.

А теперь перейдём к мёду.
«Таракана он оставил лежать, где был – из уважения к умершим»
Что меня приятно удивило и порадовало, так это описание тех самых захолустных мест – маленьких городков, кафешек, полузаброшенных дорог и автозаправок. Люди, такие приземлённые и интересные, добрые, обладающие широкой душой, увлечённые каждый своим делом, и все вместе благом города, в котором живут. Разве можно не умилиться такому патриотизму окружного масштаба?

У меня получился небольшой диссонанс между ленивым сюжетом и не очень интересными богами, и в то же время столь полными образами местечка на севере США. Не знаю, каково жить в -30 по Фаренгейту (-50 на ветру), но завёртыши я бы попробовал, уж больно вкусно их описал автор. Видимо привнёс из личного опыта.

Где-то с середины книги появились, наконец, сподвиги в лучшую сторону. Сначала я заметил глубокие мысли об островной природе человека, изолированной от сострадания, не признающей уникальности каждой отдельной жизни. Ведь в реальности мы не можем познать смерть, мы все живём. И только листая страницы, мы можем «попробовать» на себе приход и уход героев в этот бренный мир. Затем меня увлекли маленькие отрывки из истории и действительности США. И я чуть не проворонил аллюзию на Иисуса Христа, точнее анти-аллюзию. Впрочем, вы поймёте, если прочитаете. Постепенно, я начал проникаться уважением и симпатией к Тени, и даже немного, к некоторым богам. У меня возникло ощущение, что герои, повествование и сам автор растут и раскрываются с новых сторон с каждой страницей.

Как и положено книге такого плана, каждый персонаж тут либо крут, либо ещё не знает, как он крут. Не обошлось без избранного (пусть не открытым текстом), и без предателей. Главного злодея можно вычислить ещё до финала, уж слишком прямую наводку оставил автор, но поскольку это не детектив, то многие читатели просто проигнорируют подсказку.

Последние 150 страниц искупили медлительность и вязкость начала. Для меня эти воодушевляющие главы в корне меняют отношение к произведению. Это сложно передать словами, можно лишь почувствовать новое настроение, свободу и лёгкость. Дело не в самом финале, а в том, как пишет автор. За это ему большое спасибо.

Да, Нил Гейман получил свою долю славы с этой книгой. Но с тех пор он изрядно потрудился на писательском поприще, и я верю, приобрёл новые знания, опыт, отточил свои навыки. Так что я не прощаюсь с его творчеством и уже строю планы по ознакомлению с более «молодыми» творениями. Книге я поставил четыре справедливости ради, всё-таки мне больше понравилась вторая половина книги, чем первая, и какой бы не был замечательный финал, он не смог бы закрыть брешь в начале. Думаю, вердикт «хорошо» будет в самый раз.