Появление подобных сюжетов в искусстве 16 века, если не норма, то дело объяснимое. И не все на ней так аморально, как может показаться.
Нидерландский живописец и архитектор Корнелис Корнелиссен ван Харлем жил и работал на рубеже 16 и 17 веков. Его картина «Монах и Монашка» содержит сюжет, в котором стоит разобраться.
В центре композиции молодая монашка в светлых одеждах. На ее правой руке висят необычно крупные блестящи четки с крестом, но ни о каком молитвенном состоянии, казалось бы, речи не идет. Ведь рядом с ней мы видим монаха, стискивающего обнаженную женскую грудь.
Перед героями картины накрыт стол: вино и фрукты, причем один из плодов обнажен, края его подпортились – все это может быть свидетельством разложения моральных устоев служителей церкви. Вот же все здесь – похоть, пьянство и обжорство – главные столпы грехопадения монахов.
Если бы не свидетельство о картине из старинных источниках, смысл произведения действительно мог бы остаться именно таким. Но в каталоге Харлема писалось, что художник Корнелис ван Харлем изобразил настоящее чудо!
Да, именно чудо. Состояло оно в том, что одну несчастную монашку обвинили в прелюбодеянии и беременности. Чтобы опровергнуть оскорбительные слухи монах (конечно, мужчина) должен был самостоятельно обследовать девушку. Видимо тогда жители 16 века полагали, что, если надавить на грудь беременной женщины, из нее сразу польется молоко.
Что монах, собственно и делает на этой картине. Взгляните на его отстранённое лицо. Если лицо монашки варьируется от отчаяния до экстаза, то монах совершенно не подает признаков интимной заинтересованности. С почти врачебной деловитостью он проводит осмотр.
Судя по тому, что из груди полилось не молоко, а вино (тут его целый бокал) невинность монашки все же была доказана и это и было настоящим чудом! Благочестие, подвергнутое сомнению, восстановлено. Хотя воспринимать в настоящих исторических реалиях современному зрителю эту картину сложно.