6 июля завершилась вторая сессия восьмого созыва Государственной думы. После традиционного подведения итогов руководителями фракций и председателем палаты парламентарии подчистили законодательные хвосты, приняв 45 законопроектов в третьем, окончательном, чтении.
Многие правовые новации, вошедшие в пятый так называемый антисанкционный пакет, фракция КПРФ раскритиковала, считая их вредными. Прикрываясь военной ситуацией и необходимостью противодействия санкциям, правительство и «Единая Россия» протаскивают нормы, которые дают возможность узкому кругу приближённых к власти приумножать свои состояния.
Стало возможным заключать концессионные соглашения тайно и без конкурса. «Так мы защитим российские юридические лица от незаконного и несанкционированного вмешательства в их деятельность», — заявили «единороссы». Но первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Николай Арефьев видит подоплёку в другом: выстраивается «дорожная карта» по приватизации всей социальной сферы и не только. Предметом концессионных соглашений могут быть школы, больницы, учреждения культуры, спорта, военные склады, элеваторы, мусороперерабатывающие заводы — да всё что угодно, за исключением автомобильных и железных дорог и их инфраструктуры, аэропортов и общественного транспорта.
Это уже не первый закон, внедряющий в российскую экономику концессию как особый вид аренды имущества, при котором может сохраняться государственное или муниципальное финансирование. Сначала ЖКХ отдали олигархам Фридману и Вексельбергу, потом Госдума дала добро на изменение условий концессий, теперь запущен режим секретности, чтобы никто не знал, что же отошло концессионерам, подчеркнул Арефьев.
Правительство готовит секвестр бюджета: ожидается, что в следующем году расходная часть сократится на 1 триллион 800 миллиардов рублей. Так что за всё опять заплатит народ, а олигархи получат новые источники доходов, считает Николай Арефьев.
Концессионер имеет преимущественное право на приватизацию объекта концессии. Помочь бизнесу заполучить госимущество по-быстрому, без включения в прогнозный план приватизации, — эту задачу решает другой законопроект, принятый Госдумой. Кроме того, он признаёт единственного участника аукциона. «Все прекрасно знают, какая коррупция в этих торгах существует, — заметил Н. Арефьев. — Единственный участник узаконивается только для того, чтобы какое-то имущество попало к конкретному лицу». Депутат отметил и те положения законопроекта, которые фракция КПРФ поддерживает, например, определение порядка перерегистрации юридических лиц, попавших под санкции, а также возможность преобразования по решению Арбитражного суда филиалов иностранных компаний в хозяйственные общества. Но ложка дёгтя испортила весь мёд будущего закона.
В том же антисанкционном пакете правительства и законопроект о смягчении ответственности за совершение административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Алексей Куринный привёл пример: жители села Лебяжье Ульяновской области вынуждены пить мутную воду, не соответствующую нормам содержания минеральных веществ, а жители другого села — Мулловка — не могут сегодня нормально дышать из-за работающего там спиртового завода. Но надзорные органы закрывают на всё это глаза. Меры будут приниматься только тогда, когда кто-нибудь умрёт, объясняет прокуратура. Депутаты фракции КПРФ вносили в законопроект поправку о том, что можно возбуждать административные дела в случае, если речь идёт о непосредственной угрозе жизни и здоровью граждан. Но она была отклонена. «Плохая вода, загрязнение окружающей среды, угроза причинения вреда здоровью должны быть основанием для проведения проверок независимо от военных операций и санкций», — убеждён А. Куринный.
Поправки в закон «Об отходах производства и потребления» дают право органам исполнительной власти субъектов Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора по своему усмотрению присваивать этот статус на срок до года любому юридическому лицу, имеющему соответствующую лицензию. Известно, что регионы возмещают регоператорам выпадающие доходы, связанные с государственным регулированием цен и тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг. Например, в Республике Коми за последние годы региональному оператору было выделено более 170 миллионов рублей, в Карелии в 2021 году — 40 миллионов рублей, в Архангельской области в том же году — 129 миллионов рублей, а в этом — уже 165 миллионов, в Ямало-Ненецком округе — более 192 миллионов рублей, в Ненецком автономном округе в прошлом году — почти 200 миллионов рублей, а в этом — уже более 215 и т.д. «Где гарантия, что средства пойдут на исполнение полномочий? — усомнился Олег Михайлов. — Принимая этот законопроект, Государственная дума соглашается с тем, что сотни миллионов, а по всей стране — миллиарды рублей потенциально могут быть присвоены аффилированными с региональными властями лицами». И санкции — удобный повод поживиться за счёт государственной казны и народа.
Не осталось незамеченным высказывание первого заместителя руководителя фракции КПРФ Николая Коломейцева о том, что правительство должно бы представить депутатам программу импортозамещения, а не приватизации. В ответ спикер палаты Вячеслав Володин предложил с сентября при заслушивании министров в рамках «правительственных часов» в Госдуме определить критерием оценки их деятельности эффективность работы по импортозамещению.
Радостным выдалось окончание сессии для Олега Смолина. Был принят его законопроект, позволяющий людям, ставшим инвалидами в трудоспособном возрасте и не имеющим возможности работать по прежней специальности, получить второе среднее или высшее образование за счёт бюджета. В условиях военной ситуации такая мера поддержки крайне важна. Она не только имеет гуманитарное значение, считает Олег Николаевич, но и направлена на повышение устойчивости российской экономики.
Татьяна ОФИЦЕРОВА
Газета «Правда»