СМИ уже заполнены сообщениями о том, как малые ювелиры борются за свое право работать на приемлемых для компаний и предпринимателей условиях после 1 января 2023 года, но практически ничего не известно о самих малых ювелирных компаниях, производствах и торговых предприятиях. «СДП» решил восполнить этот пробел и дать слово самим представителям отрасли.
На рынке работает около 20 тысяч компаний, и в том числе, в Петербурге, по данным Санкт-Петербургской Ассоциации #ювелиров, около 1,5 тысяч малых компаний и ИП. Член совета Ассоциации Армен Манукян говорит о том, что в сообществе немало заслуженных локальных брендов, которые известны покупателям по 20 и более лет, многие из них — участники и победители международных выставок и конкурсов.
Над брендами нависла реальная угроза прекращения работы и сворачивания деятельности предприятий — в марте 2022 года был принят закон, который одним из своих пунктов предписал с 1 января 2023 года ювелирным предприятиям перейти на основную систему налогообложения (ОСНО), предусматривающую уплату #НДС, которая в совокупности с внедрением систем прослеживаемости и традиционных для такого внедрения трудностях и затратах, поставит отрасль на грань краха.
Исчезнут не только локальные бренды, любимые покупателями, пусть и не так широко известные, как «Макдоналдс» или IKEA, исчезнет целый пласт истинной российской культуры, говорит член совета Ассоциации ювелиров Анна Романовская. «Ведь, в основном, владельцы и разработчики брендов и коллекций — это художники, и каждое ювелирное изделие — по сути маленькое произведение искусства», — уверена Анна Романовская.
Как живут и работают владельцы петербургских брендов, что они думают о принятии закона и о своем будущем.
Бренд MOSTartmetal: вплавленные камни
Бренд появился в 2015 году. Это семейная мастерская выпycкницы Академии им. Штиглица Полины Митяевой и ювелира Игоря Иванова. Мастерская изготавливает изделия серебра и продает их через магазины партнёров и принимает заказы на изготовление #обручальных колец. «Объём продаж в год не могу подсказать, но по ощущениям, в прошлом году от 2 до 3 тысяч изделий только на реализацию было сдано», — говорит Игорь Иванов.
Художник по металлу Полина Митяева жила в Москве и работала в ювелирной фирме, вела также мастер-классы по изготовлению колец из драгоценных металлов, в частности, обручальных колец. После переезда в Петербург Полина вместе с супругом Игорем, студентом школы ювелирного мастерства, решили открыть свое дело, разрабатывать свою коллекцию, изделия которой продавать по всей стране и проводить обучающие мастер-классы, где «люди могли бы получить новый опыт и самостоятельно изготовить обручальные кольца».
«Когда есть возможность прийти и увидеть сам процесс, другие эмоции остаются, чем от просто покупки в магазине», — рассказывает Игорь об участниках мастер-классов.
Мастер-классы стали популярными, в эко-лофт More place на проспекте Кима на Васильевском острове, где они проходят, всегда масса желающих.
Главная фишка коллекции бренда — украшения с вплавленными камнями, технология эта не очень распространенная, рассказывают в компании, и не очень простая технологически. В мастерской изготавливают также украшения на заказ, из золота и серебра. Продвигают свои услуги через сарафанное радио, социальные сети и собственный сайт.
Бренд МАБЭ: особый отбор и контроль
Мабэ — это культивированный вид жемчуга полусферической формы. А еще это бренд ювелирной компании петербургской предпринимательницы Марины Балакшиной. Компания продает ювелирные украшения с натуральным жемчугом. С начала 2000-ых Марина была совладелицей компании ДИВА, затем бизнес разделился и в 2009-ом появился бренд МАБЭ. Всего ювелирной торговле предпринимательница — с 1982 года.
«Мы — розница — это то, что покупателю интереснее. Все мы любим приходить в магазины и выбирать, находить что-то интереснее для себя», — рассказывает об идее бизнеса Марина Балакшина. Сейчас у сети остался один магазин на ул. Космонавтов в Московском районе, до пандемии их было два. Деятельность ведет ИП, здесь трое работников.
«Наш бизнес в том, что мы закупаем продукцию у разных производителей, закупаем то, что нам нравится, и то, что понравится нашей аудитории, вкусы которой мы изучали много лет, — рассказывает Марина Балакшина, — в этом состоит наша услуга». Предприниматель добавляет, что покупатели магазина — определенного возраста и достатка — привыкли к тщательному отбору продукции. В магазине продаются изделия крупных и средних производителей отрасли, в том числе таких, как Sokolov, Кубачи, Алмаз-Холдинг и десяток других, в том числе изделия ювелирных производств Костромы, Красноярска, Таганрога, Екатеринбурга.
«Если наши покупатели придут в магазины Sokolov или Sunlight, они там ничего не купят, — уверена предприниматель, — там товар в массе рассчитан на молодежную аудиторию 14+, помолвочные колечки, колечки на рождение ребенка, у нас — на конкретный спрос». Аудитория МАБЭ — врачи, учителя, работницы администрации города, налоговики, и другие представители устоявшихся профессий.
В связи с внедрением систем #прослеживаемости бизнес-процессы в ювелирной отрасли сломались, считает Марина Балакшина, и сейчас в ассортименте компании из 5 видов тысяч изделий до пандемии, осталось около 3 тысяч. Владелица ИП и ее коллектив очень надеются на то, что изменения в закон будут внесены и возможность работать у малой ювелирной торговли сохранится.
Бренд «ЯСПИС»: от девушек до бабушек
Яспис — это старинное название яшмы, рассказывает ювелир и дизайнер Ольга Красильникова и это название стало брендом ИП Михайлов, которое ведет работу с 2000-го года. А сама Ольга как ювелир и мастер работает с 1991 года. «Яшма — единственный минерал в природе, который имеет столько различных цветов и оттенков, как никакой более», — рассказывает Ольга Красильникова. «С 1993 года работает наше ограночное производство, — рассказывает она, — помещение, которое занимает производство с 1991 года, арендуем на бывшем заводе им. Свердлова на Кондратьевском проспекте». Сейчас в компании 15 сотрудников.
Бренд узнаваем в Петербурге так как постоянно участвует в выставках и побеждает в конкурсах. Компания — участник популярной в городе ярмарки «Авторские штучки». Украшения закупают оптовики, берут для продажи магазины. «Наша продукция отличается от других своим дизайном, — полагает ювелир, — и мы следим за тем, чтобы наша продукция была доступна по цене каждой покупательнице или покупателю, у нас есть и мужская коллекция».
«Мы в отрасли 30 лет, — продолжает Ольга Красильникова. — Все идет по спирали — сейчас женщины за 60, например, покупают молодежные вещи, даже изделия «с легкой эротикой». Видимо, свое время не доносили, не доиграли. На склад мы не работаем, вещи идут нарасхват. В городе изделия продаются, например, через сеть «Сезон серебра», а также в Москве, и регионах, по стране — от Калининграда до Владивостока. Пользуются спросом и изделия для хорошего настроения, например, комплекты «Бабка Ежка» — у всех: от девушек до бабушек».
Принятый закон ударит по малому ювелирному бизнесу, который только начал выходить из ступора после пандемии, полагает Ольга Красильникова. Кроме того, в отрасли внедряется государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота — ГИИС ДМДК. До 1 марта 2022 года участники оборота обязаны были поставить на учет в систему все изделия из драгоценных металлов.
И руководители предприятий только и занимаются, что этой системой, но она пока не работает должным образом, говорит ювелир. Она уверена, что для серебра, которое теперь не требует клеймения, нужно отменять использование системы, это избыточно. И контрафакта на рынке прибавилось — как раз из-за ужесточения контроля. «За копеечное кольцо тебя в петлю суют — зачем?»,- спрашивает Красильникова.
«Производство в загоне, бесплатно вам никто никто не отгрузит ни металла, ни камней, а с Нового года мы останемся с НДС на остаток продукции. Новый закон внедрили так, как будто у нас нет никаких налогов или сотрудников, которым нужно платить зарплату. Поддержки отрасли никакой нет, кроме как в Костромской области», — рассуждает Ольга Красильникова.
Бренд «Акимов»: легенда рынка
Это легендарный петербургский производитель ювелирных изделий из серебра и золота православной тематики, который работает на рынке с 1997 года. Производство располагается на 19 линии Васильевского острова, а изделия под брендом «Акимов» в виде, более чем 1000 моделей, продаются по всему миру — в храмах и соборах по всей России, а также в Беларуси, Литве, Грузии, Италии, Турции, Германии, Чехии, Эстонии и США. В Петербурге — в Казанском соборе, Исаакиевском соборе, Спасе-на-Крови, Александро-Невской Лавре, в ювелирных магазинах и в интернет-магазинах — как православных, так и общей направленности, рассказывают в компании.
Бренд носит имя основателя и директора предприятия — художника Сергея Акимова. В 1997 году он разработал технологическую цепочку для производства ювелирных изделий из серебра с рельефными миниатюрами. «Именно эта технология дала жизнь новому художественному стилю, ставшему неотъемлемой частью ювелирного искусства православной церкви», — рассказывают в компании.
«Наша компания была первой, кто стал работать в этом стиле — серебряный рельеф в золотой рамке. Стиль родился на базе разработанной тогда технологии литья сложных рельефов», — говорит Сергей Акимов. Сегодня ООО «Акимов» производит кресты, подвески с изображением святых, браслеты, охранные кольца, цепи. Это предприятие полного цикла, поэтому здесь есть дизайнеры-художники, модельщики, ювелиры, технологи, и менеджеры по продажам, всего 50 сотрудников.
Неужели закон отразится и на таком устойчивом предприятии, как «#Акимов», спросили мы основателя бренда.
«Конечно, отразится на всех компаниях среднего и малого бизнеса, — говорит Сергей Акимов. — Тем, кто останется, будет тяжело, я уже работал на системе НДС и могу сказать, что всех ждут повышенные затраты. Вне зависимости от того, выиграет ювелирное сообщество в этом юридическом споре или нет, я собираюсь работать и искать варианты для продолжения деятельности. Но усилия сообщества по внесению изменений в закон целиком поддерживаю», — говорит он.
Рассказывая о становлении бренда, Сергей Акимов обращает внимание на то, что это был процесс естественный и постепенный — по схеме: «продукт — клиент — наращивание объемов производства». «Не было отдельной большой цели. Я не бизнесмен, я — ювелир и так получилось, что компания стала активно расти. Значит, покупателям нравится продукция. В 1993 году, когда я начал работать по своей технологии, еще до создания компании, это было необычно, сейчас уже многие по ней работают. Но когда такого продукта не было на рынке — это был период суперрентабельности. Позже нужно было браться за учебники, чтобы понять, как развиваться дальше».
В среднем компания перерабатывает 25 кг серебра и выпускает более 7 тысяч изделий в месяц. В начале деятельности объем выпуска доходил до 100 кг продукции в месяц.
«Но мы работаем, постоянно делаем что-то новое, новые коллекции, разрабатываем новые направления. Над одной из коллекций работаем уже два года — это будет новинка на рынке по неизвестной еще технологии», — говорит Сергей Акимов.