Автор: Шитикова Юлия Владимировна
Хорошо там где нас нет?
Рассмотрим, как построена не вся система образования школьников в Америке, а лучшие образцы и что можно родителю применить полезного для своего ребенка, формируя его конкурентоспособность / востребованность...
В основу данного обзора легла статья Хуторецкий М.В., Уроки американской школы, журнал «Химия и Жизнь», 2011 г., № 10, ссылка на полную версию статьи.
Есть нехватка в учителях естественнонаучных дисциплин. «В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% — степень магистра. Нагрузка учителя — пять уроков в день, 25 — в неделю». Чтобы преподавать в школе, надо отучиться в педагогическом колледже и важно аккредитованном, тогда при получении сертификата можно преподавать в хорошей школе. Предметный специалист может преподавать в школе, но параллельно он по вечерам будет обучаться на учительских курсах в течении года, чтобы научиться школьной работе, общему образованию и научной специализации.
Первое различие в начальной школе, когда только к 5 классу дети привычно для нас садятся за парту, до этого они вольно перемещаются по классу, выходят на полянку в кружок организованный учителем и на окружающих предметах, растениях, насекомых обучаются, описывая их.
Вторым отличием будет, что в средней школе нет классов как постоянных коллективов. План обучения индивидуальный / предметный часть предметов выбрано самостоятельно. Базовые предметы обязательные. Право выбора более сложного обучения возможно лишь при условии, что в предыдущем году отличная оценка по предмету.
Третьим отличием будет: «В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) „Науки“ и три — математики. В 9-м классе наука — это „Основы химии и физики“, в 10-м — биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе — все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности, или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п.
Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить — дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтённый курс, длившийся весь год, даёт пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита).
Ещё 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать ещё по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное — по выбору».
Четвёртым отличием будет самостоятельное планирование, когда в конце учебного года каждый ученик составляет сам список предметов и их уровень сложности и согласует выбор предметов с советником (это не классный руководитель — такая функция отсутствует в американском образовании). Канцелярия утрясает расписание всех учеников и рассылает каждому, поменять учителя нельзя. Ученик каждый день после 2-го урока сам приходит на 5 мин. в выделенный кабинет, где Советник проводит перекличку и следит, чтобы все прослушали объявления по радио, через него же можно получить справки, заполнить школьные формы / опросы.
Замечу, что для понимания, что уровни знаний и умений могут быть разными, например, разделение на ошибки, решения и открытые проблемы — подробнее по ссылке «Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева | Online-лекция VIKENT.RU № 181» ссылка на видео:
Пятое отличие — это типичный урок, проводящийся в формате оживлённой лекции и учитель вовлекает в обсуждение темы, но это не опрос в нашем традиционном понимании: выучил или нет; тут цель — научить рассуждать и вырабатывать собственное мнение. Домашнее задание выполняется письменно и каждый день — уважительных причин на не сдачу нет.
Есть проектная деятельность по Джону Дьюи, когда работа выполняется коллективом само образующихся из 3-4 учеников, что ставит навык совместной работы... Учитель подскажет, при необходимости, с кем надо посоветоваться. Оценивается это на уровне контрольной работы, но есть ещё тесты и экзамены.
Экзамены появляются к концу средней школы, составляют их сами учителя в виде тестов с вариантами ответов. Оценки в классе не объявляют, только самому ученику и родителю.
Шестым отличием будет подача документов в университет до 31 декабря и к 01 апреля. «Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10-11-й и первый семестр 12-го класса — так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого — нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно ещё повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь».
Седьмым отличием 4-е уровня сложности каждого предмета, есть система повышения уровня и невозможно без уровня 1 взять уровень 2 и т.д. Выбор надо планировать далеко вперёд...
Восьмым отличием станет — частные экзамены. Качество усвоения школьного материала — это некий индикатор стабильного интереса к учебе, этот показатель измеряется средним баллом, он определяет, на сколько готов ученик продолжить учебу в колледже, т.е. оценивают его реальные способности и рабочие навыки, а не «холодные» знания. Важно: сам экзамен платный, но сдают его все, кто хочет реально поступить. Такой тест позволяет выявить способность решать проблемы, пусть пока не требующие глубокого размышления.
К школьным баллам, частному экзамену надо приложить ещё и рекомендации (множественное число) и школьную характеристику (даёт советник). Роль советника (Guidance Counselor) важная, он помогает в выборе предметов, чтобы при хорошей учёбе попасть в запланированный университет. Обязательным будет и сочинение на тему, а почему наш университет? «Эти сочинения — не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего». Это акцент не на формальность знаний, а изучение возможностей абитуриента. Бывшие абитуриенты проводят с перспективным соискателями интервью от университета.
Девятым отличием будет, что «При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим...»
Десятым отличием станет цель сочинения и практика. «С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объём каждой фразы в нём определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю».
Одиннадцатым отличием будет, что родитель активно включён в выбор где учиться и совместно с ребенком ездит из штата в штат посещая в живую университеты в дни открытых дверей.
Если родитель не понимает, проблемы преподавания математики в американской школе и пропускает момент не постановки навыка абстрактного мышления (обучают по формулам) и не предпринимает активных действий по устранению этого изъяна, то шансы к обучению «науки» у ребёнка сводятся, практически, к нулю.
До 12 лет детей оставлять без присмотра родителей — нельзя: могут отобрать ребёнка. С 13 лет уже можно работать и этим шансом пользуются практически все и подработка школьников скорее правило — это сильно отличается от нашей реальности. «Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как Вам — месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично».
Уже к 6 классу ученик хорошей школы понимает, зачем ему оценка 5 — разница будет в колледже куда ты сможешь поступить — это внутренняя мотивация самого ребёнка.
Но есть и мотивация внешняя — это установка в семье. Выбор учителя, сверстников, друзей... хорошая школа создаёт среду.
Выбор молодой семьи такой: либо роскошный дом с посредственной школой или скромный дом с хорошей школой и соседями-единомышленниками.
«Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М. Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление — ученики спецшкол в России и Америке».
По сути выбор свободен в одну сторону — где труднее. Наличие природного минимума способностей на старте и постоянное внимание «семьи и школы», трудолюбие самого ученика — приведёт к цели.
Вам так же будет интересно:
1) V-й Педагогический форум по развитию креативности 08-09 октября 2022 (Воскресенье): Санкт-Петербург онлайн и оффлайн формат
2) МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ в ДАВОСЕ: МИФЫ о ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
#Сильныеидеи #Конкурентоспособность #Жизнестойкость #Стратегия #Стратегии