9,4K подписчиков

Курдский вопрос. Из древности в актуальную политическую повестку.

806 прочитали

Связь времен. Турки против курдов. От истории вопроса к современной политике.

Когда активизировался процесс вступления в НАТО Швеции и Финляндии во весь рост встал вопрос курдов в Турции и Скандинавии. В частности тех, кого правительство Турции считает террористами.

Стокгольм и Хельсинки согласились, в конечном итоге, выдать Турции кого она хочет.
Тогда в своем телеграмм канале я написал, что это решение будет дорого стоить северным странам. Ибо курды такого не простят. Как и что вопрос требует более глубокого осмысления. Что в рамках тг-канала сделать затруднительно.

Раз обещал нужно исполнять.

Начнем с истории самих курдов.

Согласно историкам, в частности хан Бидлису, и нашему кавказоведу Евгению Вайденбауму курды происходят из древнейшей части Мидии. Что на Ближнем востоке. То есть сам народ видел титанические события прошлого. Закат и рассвет множества империй, оставивших заметный след в истории мира. Причем не просто видел, а был активным участником событий. Далеко не простым наблюдателем.

Пешмерга
Пешмерга

Кроме прочего нужно выделить одну особенность, которую подмечали все, кто владел историко-географической областью Курдистан.

Это невозможность победить курдов силой.

Даже если каким-либо образом удавалось одолеть живущие племена курдов это никак не помогало. Единственный выход для любых наместников — это непосредственно на месте договориться с вождями курдских племен. Если этого сделать не удавалось, то никакие крепостные стены не были гарантом безопасности. Даже великий Хисн аль-Акрад не поможет. Замок Курдов, более известный как Крак-де-Шевалье. Весьма внушительная крепость в современной Сирии.

Хисн аль-Акрад 1909 год.
Хисн аль-Акрад 1909 год.

Какой вывод из ликбеза в историю курдов. Это одно простое условие - с курдами нужно договариваться и только договариваться. Иначе никак.

От истории перейдем к вопросу географии.

Сам Курдистан разделен между четырьмя государствами: Турция, Иран, Ирак и Сирия. Причем разделен таким образом, что курды стали самым большим народом без собственной государственности и любая попытка создания государства наталкивается на противодействие четырёх государств. Идею ирреденты никто не отменял и получение курдами суверенитета хотя бы в одном регионе вызовет взрывной рост пассионарности. Причем даже без этого взрывного роста Ближний восток населяют народы на ее, пассионарности, подъеме. Что само по себе создает множество сложностей.

Курдистан на современной карте. Для понимания, какие территории стран захватывает область.
Курдистан на современной карте. Для понимания, какие территории стран захватывает область.

Не будем забывать, что районы, населяемые курдами, являются нефтеносными. То есть речь идет о создании нового нефтяного государства. Что тянет за собой лишение одной из стран своих нефтяных месторождений. С учетом современного энергокризиса, каждая страна будет держаться за каждый квадратный метр.

Здесь еще нужно вспомнить историю. А именно конец Великой войны (Первой Мировой войны). Поражение Османской империи привело к ее разделу государствами Антанты, которые отторгли от нее провинции богатые нефтью. Тем самым вынудив Турцию активно вмешиваться в политику на Ближнем востоке. Ибо без нефти никуда и с этим ничего не сделать.

План раздела Турции по Севрскому договору.
План раздела Турции по Севрскому договору.

Причем в изначальном плане раздела, который предусматривал Севрский мирный договор существовал независимый Курдистан. Лишь победа Ататюрка в войне за независимость Турции поставил крест на этих планах.

И здесь возник момент, который можно назвать ключевым во взаимоотношениях между турками и курдами.

Как и турки, курды в большинстве своем мусульмане. Пока существовала Османская империя, скрепленная исламом, курды чувствовали себя дома. Большая мусульманская империя. Чем-то схоже с тем, как русское православие объединило Россию.

Нечто отдаленное напоминающее наше выражение: “Русский по-духу”. Либо китайский принцип: если варвар ведет себя, как ханец - он ханец, если хане ведет себя как варвар - он варвар.
(Хань это самоназвание китайцев)

Что-то подобное существовало во времена Султаната. Когда же он был упразднен, а курдов назначили турками у них возник резонный вопрос.

А зачем?

Естественно, появилось желание создать себе суверенное государство. Раз ислам более не связывал страну, а курдов курдами признавать отказывались. Возникает конфликт, который решать нужно договором.

Таким же договором, который существовал во времена Блистательной Порты.

Этого сделано не было, но при этом пошел конфликт. Который длится и сейчас.
Я не просто так начал статью со ссылки на историю курдов, с ними можно только договориться. То есть сделать то, что Турция делать категорически не хочет, а иного выхода нет. Вернее, он есть, и Эрдоган мог бы его найти, но Турции придется перестать быть Турцией.

Поясню.

С момента правления Ататюрка основа турецкого государства — это светскость. Эрдоган же наоборот двигается в сторону исламизации. Попытки построить неосманскую империю. И курды могли бы в этом помочь. Но! Для этого нужно признать, что характер турецкого государства изменился.

А это сделать невозможно. Без конфликта внутри Турции, конфликта с армией. Поскольку армия рассматривает себя, как гаранта светского характера государства.

В итоге получаем клубок трудноразрешимых проблем. Есть кемализм, который определяет характер государства Турция, есть армия как гарант кемализма. Есть ислам, который может склеить Османскую империю заново и перезаключить с курдами условный договор. Но для этого придется пойти на радикальной шаг и отойти от кемализма.

Большой вопрос с кем проще будет договориться. С армией или курдами. Причем, как уже было сказано, отпустить курдов тоже не вариант. Туркам нужна нефть, а создание курдского государства с нефтеносными запасами вызовет протест во всех четырех странах.

Не говоря уже о том, что для того, чтобы создать одно государство у другого нужно что-то взять. Территорию, как минимум.

США в этом отношении очень хорошо играют, как на турецких амбициях, так и противоречиях. Сомневаюсь, что курды осели в Скандинавии просто так без одобрения со стороны Запада. А теперь Турция пытается получить себе сделку в обмен на участников переворота 2016 года. Что приводит к росту напряженности в Курдистане.

Таким образом курдский вопрос крайне сложен. И здесь можно много расписывать.

Это сугубо авторский вывод, и он не претендует на объективность, но у Эрдогана есть уникальный шанс примириться с курдами. Правда для этого ему придется расстаться с собственной гордостью. На мой взгляд. И тут, конечно, вопрос, а не сочтут ли это за слабость? Как мы знаем на востоке это может быть фатально.

Так или иначе, а комбинация проблем в этнографическом Курдистане держит все государства в напряжении. Остается только поаплодировать умению Антанты чертить границы таким образом, что народы веками разобраться с проблемами не могут. С точки зрения человечности - ужасный навык, с точки зрения геополитики гениальный.

Вот вам две стороны медали.

Друзья, подписывайтесь на мой канал в Дзене и мой телеграм канал "ВиЦ"!