Можно ли построить прочную и долговечную дорогу по типовому проекту, но сократить бюджет и сроки выполнения работ? Да, если вместо природных минеральных материалов заложить в проект фосфогипс, он же — технический гипс. Вместе с экспертами компании «ФосАгро» рассказываем, как фосфогипс помогает экономить на строительстве дорог и какие еще преимущества получат все заинтересованные стороны — заказчики, подрядчики и автовладельцы.
Фосфогипс заменяет более дорогие материалы и позволяет уменьшить количество слоев дорожной одежды
Фосфогипсом можно заменить до 100% песка и до 75% щебня в типовых проектных решениях. А стоит фосфогипс дешевле, чем природные материалы — потому что это вторичный продукт производства минеральных удобрений.
К тому же с каждым годом увеличивается дефицит щебня и песка. Меньше ресурсов — больше конкуренция — выше цена. Дефицит может обернуться и перебоями с поставками, в итоге — срывом сроков дорожно-строительных работ.
Дорожный фосфогипс в избытке производят заводы «ФосАгро» в Саратовской и Ленинградской области. Сырьем служит апатит-нефелиновая руда с Кольского полуострова, одного из самых чистых в мире месторождений апатита. Фосфогипс от «ФосАгро» не загрязняет почву и атмосферу, не повышает радиационный фон. Безопасность материала подтвердили три независимых экологических экспертизы.
Дороги получаются дешевле не только за счет разницы в стоимости сыпучих материалов и технического гипса. Фосфогипс позволяет уменьшить количество слоев дорожной одежды. Например, если уложить фосфогипс первым слоем, то можно отказаться от геотекстиля — будет меньше затрат и на материалы, и на работы.
С фосфогипсом можно сэкономить:
- до 25% при строительстве дорог I–III категорий,
- до 45% при строительстве дорог IV–V категорий.
В Саратовской области первые дороги с применением фосфогипса построили в 2007 году. Когда накопилась база практических наработок, саратовские ученые при поддержке специалистов «ФосАгро» подготовили Стандарт организации строительства дорог с применением фосфогипса. Этот стандарт утвердило Федеральное дорожное агентство Росавтодор.
С фосфогипсом можно быстро строить дороги повышенной прочности — нет упущенной выгоды из-за затянувшихся работ
В среднем сроки строительства дорог с фосфогипсом на 20% короче, чем с сыпучими материалами. Высокая скорость строительства особенно важна, когда тендер разместили поздно — а работы надо закончить до наступления холодов. Или если нужно быстро проложить хорошую дорогу к новому производственному цеху или карьеру и запустить грузопоток.
Фосфогипс быстро твердеет и набирает прочность. Дорогу, построенную по «фосфогипсовой» технологии, уже через четыре дня можно открывать для движения транспорта, в том числе грузового.
По модулю упругости основание из фосфогипса вдвое превышает показатели, которые требуют стандарты строительства дорог. По прочности — до 9 раз.
Для примера: в Саратовской области «фосфогипсовая» дорога ведет к Пугачевскому карьеру. По ней каждый день ездят самосвалы с грузом в 50–60 тонн — и полотно без проблем переносит регулярное движение тяжелой техники.
Дороги с основанием из фосфогипса служат дольше — меньше расходы на ремонт
В отличие от сыпучих материалов, фосфогипс формирует в основании дороги монолитную плиту. Причем со временем монолит становится еще прочнее. При движении транспорта по дороге с монолитным основанием нагрузка на грунт распределяется более равномерно — меньше риск деформаций. Из-за этого покрытие дольше остается ровным, без ям и не требует ремонта. Качественные дороги оценят водители, которые могут не опасаться за подвеску автомобиля.
Фосфогипс морозостойкий. Благодаря его малой пористости влага не проникает внутрь и не замерзает, разрывая материал изнутри. Поэтому плита из фосфогипса не деформируется в самые суровые зимы.
Срок службы оснований из фосфогипса на дорогах I–IV категорий — не менее 12 лет, на дорогах V категории — не менее 5 лет.
А еще монолит не размывается водой и выступает двусторонним барьером: снижает промерзание грунта под полотном и не пропускает влагу из грунта в верхние слои дорожной одежды. Это тоже препятствует преждевременному износу дорог.
С применением фосфогипса построено более 180 000 кв. м дорог в Саратовской области. Дороги прошли испытание высокими нагрузками, сильными морозами, подтоплениями — и спустя годы находятся в хорошем состоянии.
Если у фосфогипса столько преимуществ, почему на него не перешли повсеместно?
Фосфогипс дорожный — сравнительно новый материал. А ко всему новому обычно относятся настороженно, предпочитая делать по старинке — даже если можно достичь лучшего результата с меньшими затратами.
Еще одна сложность — транспортировка материала. Полугидратную форму фосфогипса, которая подходит для строительства дорог, выпускает не так много предприятий. Поскольку материал быстро отвердевает, его нужно выгрузить на объект в течение нескольких часов с момента производства. Это сужает радиус доставки. Других ограничений нет.
Фосфогипс — современный, простой в использовании и недорогой материал. При этом экологически чистый — не угрожает здоровью людей и не наносит ущерб окружающей среде. С фосфогипсом можно строить дороги всех категорий — и не жертвовать качеством ради экономии.
У «ФосАгро» есть полный пакет нормативно-технических документов по фосфогипсу, сертификаты и сметные расценки. Эксперты компании больше 10 лет работают с материалом и готовы поделиться опытом применения фосфогипса в дорожном строительстве.