Русский с китайцем братья навек,
Крепнет единство народов и рас.
Плечи расправил простой человек,
С песней шагает простой человек,
Сталин и Мао слушают нас!
Слова из песни "Москва-Пекин", 1952 г.
На пике своего могущества Советский Союз вызывал одновременно зависть, уважение и ненависть у вероятного врага. Поэтому многие социалистические государства мечтали примкнуть к высокоразвитой стране. У современных жителей российской столицы есть поговорка, что она не резиновая. И может быть поэтому генсеки не были готовы брать под своё крыло абсолютно всех.
Мало кто знает, но войти в состав СССР планировал даже Китай. Однако сам товарищ Сталин этого не хотел. Ну а почему так произошло, мы поговорим в текущей статье.
В декабре 1949 г. неугомонный лидер Поднебесной Мао Цзэдун отправился с рабочим визитом в Москву. Кроме того, китайский вождь планировал поздравить с днём рождения Сталина, и во время торжественного застолья Мао попросил Иосифа Виссарионовича включить его социалистическое государство в состав СССР.
Эту громкую просьбу трудно назвать спонтанной, ведь у смелого решения Цзэдуна были очевидные предпосылки:
1. Китай уже давно рассматривался большевиками, как один из самых перспективных очагов мировой революции;
2. В Поднебесной всё большее влияние обретали члены коммунистической партии, а советские патриоты называли их младшими братьями;
3. В официальной пропаганде Советского Союза одна из ключевых ролей отводилась героизации борьбы китайских коммунистов за власть в стране.
Азиаты отвечали взаимностью своим "учителям". Например, в начале 30-х годов прошлого столетия в Южном Китае существовала Китайская Советская Республика. И, исходя из вышеизложенного, можно смело утверждать, что никаких разногласий у коммунистов Поднебесной и Советского Союза не было. За 9 лет до просьбы юго-восточных соседей (1940 г.) к Союзу примкнули прибалтийские страны. Мао это хорошо знал и наивно полагал, что у Кремля нет причин отказа в повторении данной процедуры с Китаем.
С самого начала своего существования КНР широко использовала советские практики. Сюда из Москвы часто приезжали всевозможные специалисты, поэтому вступление в мощный альянс выглядело со стороны лишь юридической формальностью. Так почему же Иосиф Виссарионович ему отказал? На самом деле можно выделить несколько причин. Причём данный вопрос всё ещё является открытым и его продолжают изучать даже сейчас.
В то время уже началась Холодная война. Англия и США тайно вынашивали планы по вторжению в СССР до того, как Кремль заявит о создании своей атомной бомбы. Параллельно с этим Советский Союз залечивал раны после Великой Отечественной войны и на восстановление областей, некогда оккупированных фашистами, требовались колоссальные средства. Если бы гигантский Китай вошёл в состав СССР, то это потребовало бы от властей дополнительных расходов, а у рачительного Сталина каждая копейка была на счету.
Если бы КНР присоединилась к Советскому Союзу, то на карте мира появилась бы необъятная страна коммунистов с населением более 1 млрд. человек. Подобное положение вещей дико пугало Запад, и там всё чаще стали говорить о неминуемой гегемонии "красных угроз". Напомню, что первое испытание советской атомной бомбы РДС-1 прошло лишь за 4 месяца до просьбы Мао и подобных изделий в стране явно не хватало. Скорее всего, Сталин опасался ядерной бомбардировки и понимал, что присоединение юго-восточного соседа спровоцирует начало Третьей мировой войны, а государство не успело ещё оправиться от Второй.
"Мне, как участнику этих бесед и встреч, бросилось в глаза, что между двумя лидерами – Сталиным и Мао Цзэдуном разговоры завязывались, так сказать, с заминкой. Обменивались они несколькими фразами, разумеется, через переводчика, а затем наступала пауза, которая, однако, длилась далеко не минуту... у "большой двойки" не хватало сердечности. Через несколько дней атмосфера, в общем, не изменилась".
Отрывок из мемуаров А. А. Громыко.
Объединение Поднебесной и СССР также противоречило интересам лидеров государства. Сталин наверняка понимал, что при подавляющем численном превосходстве власть в расширенном союзе рано или поздно перейдет в руки новых друзей, в частности, того же сверхпопулярного Мао Цзэдуна. Подобные опасения не могли обойти стороной и всех приближенных к Иосифу Виссарионовичу людей. Ясно, что в случае объединения и гибели уже немолодого вождя, Берия, Маленков, Хрущев и прочие товарищи остались бы не у дел. Скорее всего, кого-то из них, а может и всех, заменили бы азиатские собратья.
Таким образом, могучее государство, которое Сталин создавал десятилетиями, могло запросто попасть под китайский протекторат. В противном случае "младший брат" мог сильно обидеться и развязать невиданную по масштабам гражданскую войну в формате "красных против неправильных красных".
Учитываю разницу в численности населения, Советский Союз был бы присоединен к Китаю, а не наоборот. Азиаты ассимилировали бы все национальности СССР и растворили их в своих духовных ценностях и культуре. В принципе это были справедливые опасения Кремля, т. к. сейчас мы видим, что Поднебесная доминирует в своём регионе и постепенно расширяет сферу влияния даже вполне мирным путём.
"Почему же распался Советский Союз? Почему ушла в прошлое КПСС? Одна из главных причин – утрата партией веры в идеалы и потому опыт СССР забывать нельзя".
Генеральный секретарь Си Цзиньпин, 2012 год.
Понравилась статья? Не стесняйтесь ставить лайк и делиться своим мнением в комментариях. Не забывайте, что эти простые действия влияют на развитие канала. Спасибо за внимание и всего доброго.