Цифровизация арт-рынка: общемировые тренды
Согласно ежегодному отчету страховой компании HISCOX, объем онлайн-сегмента мирового арт-рынка по итогам 2021 года составил порядка $14 млрд, что говорит о неуклонном росте: в 2019 году этот показатель составлял $4,82 млрд, а в 2020 — $7,89 млрд. Этому процессу способствовало сразу несколько факторов. Во-первых, в условиях глобальной пандемии арт-рынку пришлось меняться и адаптироваться: многие аукционы переместились в онлайн, спровоцировав глобальное переосмысление привычных процессов изучения, коллекционирования, а также покупки и продажи произведений искусства. Во-вторых, существенное влияние оказал всплеск интереса к цифровому искусству и NFT, возникший после того, как в ходе торгов Christie’s 11 марта 2021 года работа цифрового художника Beeple (Майк Винкельманн) «Первые пять тысяч дней» ушла с молотка за $69 млн.
По мнению исследователей HISCOX, купля-продажа произведений искусства по интернету уже прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Пандемия способствовала цифровизации традиционного арт-рынка и росту онлайн-торговли, а также вызвала серьезные изменения и на аукционном рынке: Christie’s, Sotheby’s и Phillips заработали $1,1 млрд в 2020 году благодаря онлайн-аукционам по сравнению со $168 млн в 2019 году. Продажи на онлайн-аукционах только для этих домов в первой половине 2021 года выросли на 70 %, до $671 млн. При этом выросло не только количество продаваемых лотов, но и их средняя цена: по сравнению со временем до пандемии (2019) этот показатель поднялся на 202 %. Например, самым дорогим из проданных онлайн лотов аукционного дома Sotheby’s за 2021 год стала подборку из 101 NFT из проекта Bored Ape Yacht Club ($24,4 млн).
Особенности российского арт-рынка
В числе прочих результатов своих исследований эксперты HISCOX пишут о том, что местные онлайн-платформы будут доминировать в своих регионах. Что касается России, то по итогам 2021 года лидером среди российских аукционов по объемам продаж стал ARTinvestment.RU: его доля в общем обороте российского арт-рынка достигла 38 %. Второе место занял аукционный дом Vladey — и вместе два ведущих аукционных дома России обеспечили 59 % оборота всех 15 игроков публичного рынка и продали 15 % от общего числа работ, ушедших с торгов на российском арт-рынке в прошедшем году. Топ-лотом AI Аукциона в 2021 году стал «Женский портрет» Михаила Ларионова, проданный за $152 456 и тем самым обновивший рекорд на рынке произведений художника в России.
Плюсы и минусы покупки искусства через онлайн-платформы
Преимущества покупки искусства онлайн в условиях стремительной цифровизации мирового арт-рынка очевидны. Главное среди них — это беспрецедентно широкий выбор произведений искусства практически на любой вкус и кошелек, а также возможность их изучения из любой точки мира. Но у любого преимущества есть и своя оборотная сторона. Например, невозможность изучить заинтересовавшую вас работу «вживую» может привести к нежелательным последствиям. Но этого вполне можно избежать. Чтобы лучше разобраться в том, можно ли судить о подлинности картины по фотографии, мы советуем изучить этот вопрос подробнее и для начала прочитать отдельную статью на портале AI.
При покупке искусства онлайн крайне важно делать «домашнюю работу»: заниматься поиском и изучением всей доступной информации о происхождении, выставочной и рыночной истории интересующей вас работы и ее автора. На этом этапе полезным подспорьем могут стать онлайн-источники, в том числе база ARTinvestment.RU — крупнейшая в мире база данных аукционных продаж по русскому искусству. В ней собраны аукционные данные о произведениях русских художников XVII—XXI веков (включая представителей Русского Зарубежья), анализируемые на протяжении многих лет. На основе этого проекта регулярно составляются рейтинги произведений искусства различных областей. Она позволяет подписчикам самостоятельно ориентироваться в рыночных ценах и принимать взвешенные решения при покупке и продаже произведений искусства.
База AI поможет изучить предшествующие продажи произведений художника, сравнить цены на работы разных его периодов, посмотрите фотографии работ — выводы будут напрашиваться сами. Имея доступ к подобного рода информации, значительную часть работы по выбору подходящего произведения для инвестиций или по оценке уже заинтересовавшего можно проделать самому. Это не мешает при желании одновременно пользоваться услугами сторонних экспертов. Многие из сегодняшних опытных коллекционеров на первых порах тоже пользовались услугами консультантов. Но большинство из них быстро пришло к естественному выводу: для успешных инвестиций необходимо самому хорошо разбираться в конкретной теме.