За последние десять лет в обществе произошли колоссальные перемены, которые кажутся и эпохальными, и не до конца понятыми: сегодня для женщин совершенно нормально оценивать свою жизнь с феминистической точки зрения. Если когда-то не терпящую подчинения женщину могли назвать сумасшедшей или властной, то сегодня те же термины считаются сексистскими и недопустимыми. Если раньше средства массовой информации пристально следили за внешностью женщин, то сегодня они продолжают делать то же самое — но по-феминистически. В начале 2000-х женщин сурово осуждали за распущенное поведение, в конце десятилетия это стало не принято, а в 2018 году превратилось в абсолютное культурное табу. Путь был таким ухабистым и головокружительным, что нам легко упустить всю глубину произошедших перемен.
Понятие «трудная женщина» стало описывать ни недостатки, а достоинства, и это результат многих десятилетий развития феминистической мысли. Она неожиданно и очень убедительно расцвела в открытом пространстве Интернета. Сегодня мы переписываем жизнь знаменитостей на феминистический лад. Авторы берут жизнь знаменитости и ее публичное поведение, ища новые интерпретации. Сама будучи студенткой истфака писала подобную тему, и нашла для себя очень много интересного, особенно то, что думали сами женщины о своих поступках, образование, и то, как трудные женщины переживали противодействие с обществом, и как реагировали на тех, кто не пытался идти против ветра.
Суть ситуации очень проста. Нас всех определяют исторические условия, а эти условия создались мужчинами и для мужчин, и так было почти во все эпохи, вне зависимости порой от стран, пусть и бывали яркие исключения. Любая женщина, имя которой сохранилось в истории, шла против мужской власти, или же умело ей пользовалась в своих целях, не зря во многих культурах считала женщин дьявольским отродьем. До недавнего времени мы смотрели на женщин с мужского ракурса. Но всегда есть способ пересмотреть жизнь женщины на ее собственных условиях, впрочем, тут главное чрезмерно не увлекаться, а то получится современные кино, сериалы и книги, где женщинам приписывают то, чего у них не было, а это весьма дурное занятие. Да, они выходили за рамки, но совсем не думали о том, что занимает женщин сейчас. К примеру, феминистки 17 века думали лишь только о равноправие мужчины и женщины в интеллектуальной сфере, им всего лишь претило женское образование того времени, и хотелось изучать математику, а не танцевать и заниматься хозяйством. Они даже не претендовали на право голоса, и мне всегда более нравился именно этот феминизм.
Как можно развернуть мужской ракурс? Это можно сделать на примере Библии. В Еве можно увидеть не трусливую грешницу, а радикальную искательницу знания, которая решила, что она не хуже мужчины и может тоже владеть тайнами. Впрочем, если посмотреть в теории того, как появился патриархат, то до него женщины владели знаниями, их обманули, отобрав у них всякую власть. Стоит иначе взглянуть и на искусительниц. Далилу представляют хитрой проституткой, выдающей своего любовника. Сегодня же мы видим в ней обычную женщину, которая пытается выжить. С библейской точки зрения, истории этих женщин — предостережение. С точки зрения феминизма, они показывают нормы, которые требуют от женщин покорности и подчинения мужчине. В любой ситуации эти женщины сохраняют свою привлекательность, ведь многим импонируют именно такие героини. Нет, не истерички, которые требуют, а те, что делают.
Трудные женщины порождают проблемы, и проблемы эти можно по-разному истолковать. И мы часто встречали именно такиих женщин во многих романах: они идут против общества, как в отношение власти, как в реализации своего личного счастье. Женщины утверждают свое право на власть, которая исторически принадлежали мужчинам. Это история женского зла и женского освобождения одновременно. Чтобы понять последнее, нужно осознать первое: освобождение часто воспринимается как зло. В 1905 году Кристабель Панкхерст положила начало воинственному этапу английского движения суфражисток, когда на политическом митинге плюнула в полицейского и была за это арестована. С того момента они перешли к решительным действиям. О суфражистках писали так, словно они были дикими животными, что лишний раз подчеркивало несправедливость их положения. Но они хотели равенства и все. Не того, что добиваются сейчас радикальные феминистки, что со стороны выглядит комично, потому что абсолютно не ясно за что именно борется женщина - за свои права или против мужских прав, но об этом отдельный разговор.
Большинство женских действий, выходящих за рамки абсолютной покорности, всегда подвергались осуждению. Сейчас мы реже встречаем сопротивление в обществе, но все равно все так же звучать прежние догмы. Женщина должна. Женщина обязана. Женщина не может. Что самое удивительное: мы это слышим часто от самих женщин, которые считают своим долгом назвать пошлой модель в красивом пеньюаре, назвать лицо развратным, потому что жизнь такая же и так далее. Бунтарки всегда воспринимались в обществе, как нечто выходящие за рамки разумного и достойны осуждения, ведь так все думают. Но мы в силах это сами изменить - банально перестав осуждать женщин за тот или иной выбор.
#РОЛЬЖЕНЩИНЫ
#ФЕМИНИЗМ