Святитель Митрофан Воронежский был современником Петра I.
Этот русский царь, как известно, не отличался глубоким церковным благочестием, но настолько почитал святителя, что по его требованию убрал изображения языческих богов от входа в свой дворец.
Другому церковному иерарху такая «строптивость» могла бы стоить жизни, однако Петр послушал обличения св. Митрофана и выполнил его требования.
Мало этого, едва остыв от штурма Орешика (Нотебурга) в ходе Северной войны, узнав, что святитель умирает, поспешил в далекий Воронеж.
И успел, приехав в самый день кончины.
А после сам нес гроб с телом святителя до могилы, а на панихиде сказал, не сдерживая слез: «Не осталось у меня более такого святого старца, ему же буди вечная память!».
Смерть св. Митрофана как бы освятила 1703 год – год основания Санкт-Петербурга, новой столицы российского государства и будущей империи.
В своих поучениях Митрофан Воронежский часто обращался к простым мирским людям.
Он, видимо, чувствовал, что с приходом «мирского царя» акцент церковных поучений нужно перенести на мирских людей, которые будут увлечены новым царем в мирскую жизнь и мирское строительство.
Нужно именно им помогать сохранять церковную веру, что в тех условиях всеобщего «обмирщения» было делом далеко не простым.
Давайте присмотримся к одному его краткому поучению.
Оно тем важнее для нас, что большинство наших современников также увлечены мирской жизнью, забывая о первенстве веры в своих душах.
Итак, что же говорил св. Митрофан, адресуясь к таким людям:
«Для всякого человека таково правило мудрых людей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пей, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши».
Обратите внимание на три ценности, которые выделяет св. Митрофан – ценности, которые большего ценят мирские люди:
- мудрость;
- богатство;
- здоровье.
Особняком стоит спасение, которое святитель не зря как бы противопоставляет первым трем ценностям, ставя его последним.
Итак, первое – это мудрость.
Что ж – живя в миру, ее не просто добиться. Для этого нужно держаться определенных правил, которые предусматривают определенные ограничения.
Действительно, мудрая мысль, сохраняющая свою актуальность и поныне.
Мудрым невозможно стать, не ограничивая себя.
Глупы те люди, которые считают, что мудрость не зависит от самоограничения, и ее можно добиться потакая любым своим желаниям.
И дальше святитель указывает на одно такое повсеместное желание мирских людей, причем, всех времен и народов – стать богатыми.
Смотрите: он сразу же ставит ограничения.
Чтобы стать богатым (думается, что святитель имел под этим простой достаток, а не роскошь) нужно: во-первых, употреблять труд, а во-вторых, и в нем, и в его результатах – «хранить мерность».
А ведь это и сейчас не просто сделать, балансируя между скупостью и расточительством.
Но мудрость в том и мудрость – чтобы помогать человеку найти эту меру «мерности».
Теперь здоровье. По святителю и его невозможно добиться без самоограничения.
«Воздержно пей» - первое самоограничение.
Очень актуально для русского человека в любую историческую эпоху.
«Мало яждь» - второе самоограничение, истинность которого и сейчас подтвердит любой врач и диетолог.
И сейчас далеко не просто найти человека, который придерживается этих простых правил.
Посмотрите на современников: одни упиваются, другие обжираются. Третьи делают и то, и другое.
Эх, - нет на нас современного святителя Митрофана, к советам которого мы бы прислушивались так, как к ним прислушивался Петр I.
Кстати – сам Петр именно в этом поучении служит отрицательным примером.
И упивался, и обжирался, и во всем другом был невоздержан… Следствие – ранняя смерть от болезни почек.
Ну а теперь – главное.
Последнее поучение св. Митрофана Воронежского стоит последним в виду его важности. И если бы он его не сделал, мы бы вообще не рассматривали эти его слова в христианском разрезе.
Итак, «бегай злаго – спасен будеши».
Христиане, живущие в миру, никак не должны забывать о своем спасении. Это главное – без этого человек уже не христианин.
Увы – это сплошь и рядом происходит, что во временя святителя Митрофана, что сейчас.
Чтобы спастись – нужно «бегать злого».
И вот тут – главная загвоздка.
Чтобы убегать от зла, нужно сначала отличить его от добра. То есть нужна та самая мудрость, о которой святитель Митрофан и говорит в начале своего поучения.
Не просто мудрость, а именно христианская мудрость, которая поможет человеку, живя в миру, избежать зла.
Та самая «мерность», которая позволит отличить не просто «черное» и «белое», не просто «добро» и «зло», а найти ту грань, где одно переходит в другое.
Мерность в том же самом труде.
Где и лень – зло, и труд до изнеможения – тоже зло, а вот труд в меру – благо и добро.
Мерность в богатстве.
Где и скупость – зло, и расточительство – зло, а добро – это жизнь по средствам.
Мерность в питие и еде.
Где переборщить – грозит алкоголизмом и ожирением, а «недоборщить», живя в миру – может привести к лицемерию и ханжеству.
И только так – постоянно ограничивая себя, постоянно ища эту правильную «мерность», мы сможем, живя в миру, сохранить достаток и здоровье и самое главное для христианина – обрести спасение.
Вот так и связываются христианская мудрость и главное упование каждого христианина - спасение.
Спасибо святителю Митрофану за поучение на эту тему.