Найти тему
Станислав Притчин

Неожиданные трудности конституционной реформы в Узбекистане

Конституционная реформа в Узбекистане позиционировалась властями как главный этап реформирования страны на второй президентский срок Шавката Мирзиеева. За первую пятилетку глава республики сумел существенно изменить страну, превратив ее в одну из самых открытых и динамично развивающихся не только в Центральной Азии, но и в целом на постсоветском пространстве.

Пакет поправок, подготовленной конституционной комиссией, состоящей из депутатов, сенаторов, правоведов и общественников, на основе общественных предложений состоял из 200 изменений. В общественно-политической дискуссии самым обсуждаемыми стали изменения в статью 90, которые предполагали увеличение президентского срока с текущих пяти до семи лет. Параллельно эта правка обсуждалась в увязке с возможностью для Шавката Мирзиеева выдвинуть свою кандидатуру в 2026 году в связи с «обнулением» его предыдущих двух сроков. С учетом особенностей политической системы Узбекистана - высокой зависимости стабильности в государстве, темпов развития экономики, эффективности работы административной системы от действий главы республики, против данной поправки серьезных дискуссий в узбекском обществе не наблюдалось.

Но как оказалось самой проблемной точкой стали статьи 70-75, регламентирующие статус Каракалпакской республики. До 2022 года этот особый узбекский регион, занимающий 37% площади республики и населением около 2 млн. человек или 5% населения имел юридическую автономию, свой герб, гимн и юридическую возможность для организации референдума по выходу из состава Узбекистана. При этом в политической жизни республики каракалпакский сепаратизм никогда остро не стоял и не был частью ни официального, ни оппозиционного дискурса. Каракалпакстан расположен фактически в пустыне и окружен пустынными районами, в том числе территориями обмелевшего Аральского моря и Амударьи. Каракалпакия, несмотря на наличие природных ресурсов, глубоко дотационный регион, зависящий от остального Узбекистана в поставках воды, продукции сельского хозяйства, бюджетных вливаний. Тем более Ташкент в последние годы активизировал развитие Каракалпакии через реализацию целого крупных проектов, включая масштабный план по озеленению дна Аральского моря через массовые посадки кустарников и деревьев. Поэтому очень сложно поверить в реальную потребность Каракалпакского общества в суверенитете. Хотя нельзя не признать просчет властей по недооценке важности символического по сути особого статуса в составе Узбекистана для местных общин, которые как оказалось готовы ради этого вопроса выйти на улицы и выступить протестами против центра.

-2

Важным аспектом произошедшего, стали новости из соседнего Казахстана. В Алматы представителями узбекских правоохранительных органов при поддержке казахстанских коллег были проведены допросы активистов из Каракалпакстана, проживающих там. Это означает, что расследуется возможность внешней раскачки ситуации в Узбекистане с использованием недовольства населения Каракалпакии.

В сухом остатке протестов Узбекистан имеет задержку в конституционной реформе и корректировки той ее части, что касалось Каракалпакии. Так, президент Мирзиеев заявил, что республика сохранит свой конституционный статус.

Очевидно, что Каракалпакия в ближайшее время будет находиться под пристальным вниманием Ташкента. Проблемные вопросы будут решаться как можно оперативно и комплексно. Вероятнее всего, Ташкент инициирует ряд новых проектов по развитию региона, чтобы создать новые рабочие места в регионе, повысить качество жизни. Но параллельно будет действовать жесткий режим соблюдения мер безопасности и вестись работа с людьми, которые попытались раскачать ситуацию на земле. Для узбекских властей крайне важно показать, что каракалпакские события не меняют планов по амбициозным реформам в стране, а также фундаментально не влияют на внутриполитическую устойчивость страны в целом.