Найти тему
Виражи истории

"Песня слышится и не слышится": как "Подмосковные вечера" стали популярным хитом во всем мире

У творческих личностей есть особое чутье. Например, некоторые певцы точно знают, что их песня станет хитом и преодолевают множество препятствий, чтобы убедить "цензоров".

Так произошло с одной из любимых песен наших бабушек и дедушек. "Подмосковные вечера" были очень популярны в 60-е и для иностранцев стали символом СССР, наряду с кокошником, рабочим и колхозницей, серпом и молотом. Это одна из 3-х самых популярных у иностранцев русских песен 20 века.

В 1956 году проходила Спартакиада стран СССР. К мероприятию снимали документальный фильм и заказали у композитора и поэта какие-нибудь приятные музыкальные композиции, чтобы сделать кадры соревнований более интересными. Работники клавиш и пера понимали, что фильм забудут сразу же после выхода, поэтому особенно не старались. Василий Соловьев-Седой достал из тумбочки листок с готовой простенькой мелодией, стихоплет Михаил Матусовский сочинил простенький стишок.

Трошин слева, Соловьев-Седой справа
Трошин слева, Соловьев-Седой справа

Худсовет отругал авторов за халтуру, но времени исправлять "произведение" не было. Так песня попала в фильм.

Певец Марк Бернес петь эту ерунду отказался. Зато Владимир Трошин уговаривал авторов отдать ему песню. Фильм сняли, показали и забыли, песня в народ не ушла. Но Трошин не унывал, он твердо верил, что песня станет хитом именно в его исполнении. В то время многие песни из фильмов принято было записывать для радио, но "Вечера" почему-то записывать не стали. Трошин практически заставил записать свой хит и отправить на радио.

Как только "Вечера" прозвучали на радио, случилось невероятное. Слушатели прониклись и мелодией и словами и заваливали редакцию заявками. Так шедевр стали транслировать по радио в каждом "концерте" по заявкам.

-3

В 1957 в СССР проходил Международный Фестиваль молодежи и студентов. «Подмосковные вечера» стали официальной песней этого крупного мероприятия. Так её узнали и иностранцы.

В рамках фестиваля проходил и музыкальный конкурс. Композиция получила Первую премию и Большую Золотую медаль. Но автор мелодии Василий Соловьев-Седой был шокирован таким результатом. Он не ожидал от простенькой и глупой мелодии успеха. На конкурс он представил другую песню, пафосную и более подходящую к событию - «Если бы парни всей земли» на стихи Евгения Долматовского. Но пафос проиграл искренности "Вечеров".

-4

Дальше мелодией проникся американский пианист Ван Клиберн. Он стал 1-м победителем Международного конкурса имени Чайковского, поэтому часто приезжал в СССР. Однажды в теплой дружеской компании он услышал «Подмосковные вечера» и даже сыграл в 4 руки вместе Соловьёвым-Седым. Мелодия ему полюбилась и Клиберн стал исполнять её на своих концертах по всему миру.

В 60-х песню стал петь Георг Отс, он же представил советским людям "Вечера" на французском и английском, так как многие иностранные звезды включили её в свои альбомы и почитали за честь петь на концертах. В разные годы свои аранжировки делали многие мировые звезды. Например, Петула Кларк, «Deep Purple», Поль Мариа и Тото Кутуньо.

Надо сказать, что Марк Бернес был весьма расстроен тем, что отказался исполнять песню. А Соловьев-Седой почему-то так и не свыкся с мировой славой своего детища, считая песню полной ерундой, мелодию заунывной, а слова глупыми. К сожалению, мне не удалось найти, что же думал Матусовский про слова, которые написал?

>>>>>>>Подписывайтесь на канал Виражи Истории<<<<<<<