Как церковное пение пробудило интерес к богословию, чем в работе с молодежью полезен опыт богословов русской эмиграции и что нового удалось открыть в богословии протоиерея Василия Зеньковского во время учебы в дистанционной магистратуре? Об этом в интервью с выпускницей дистанционной магистерской программы Марией Алексеевной Синицкой:
Мария Алексеевна, вы закончили Пятигорский государственный университет по специальности «Теология» и регентские курсы, служите регентом, преподаете в воскресной школе… Почему возникло желание поступить в дистанционную магистратуру ПСТГУ?
- Началось все с учебы на регентском отделении Санкт-Петербургской Духовной Академии. Я проучилась там всего год, и мне пришлось вернуться на Кавказ из-за питерского климата. Однако меня впечатлила традиция преподавания русского богословия. Приехав в Пятигорск, я завершила регентское образование, стала псаломщиком, но мне было интересно и дальше изучать то, во что я верю, поэтому я поступила на теологический факультет Пятигорского университета. Успешно его закончив, поняла, что хочется чего-то большего.
Один из факторов, подтолкнувших меня к изучению богословия, – регентская деятельность. К ней меня привела любовь к красивой церковной музыке, а читая тексты древних гимнографов, невозможно не проникнуться их красотой, глубиной и не постараться чуть-чуть глубже вникнуть в их суть.
Профессиональная деятельность тоже сыграла свою роль: Бог устроил так, что в процессе моего обучения на теологическом факультете появилась вакансия секретаря-референта в епархиальном управлении, которую я заняла. И, соответственно, в работе тоже возникали определенные вопросы, важно было понимать, как правильно людям ответить, куда их направить.
Завершив образование в своем вузе, я стала искать московские и санкт-петербургские духовные учебные заведения с хорошими отзывами и рейтингами. Система заочного образования, конечно, не то, чего бы мне хотелось, но бросать любимую работу и уезжать в другой город тоже не было желания. И вот я открыла сайт ПСТГУ и, просматривая все магистерские программы и уже смиряясь мысленно с тем, что придется учиться заочно, увидела дистанционную магистратуру «Православное богословие и философия в современном дискурсе».
Это был ваш первый опыт дистанционной учебы?
- В Пятигорском университете тоже была система дистанционного обучения, но преподаватели использовали ее в крайних случаях, для коротких тестов. По сути, магистратура стала моим первым опытом.
Насколько было сложно привыкнуть к этому формату, в чем его плюсы и минусы?
- Сложностей именно с системой дистанционного обучения не возникло. Огромная благодарность разработчикам и технической поддержке - все работает четко и удобно. Непривычно было, что нужно писать огромное количество текстов. В первое время это было шоком, потому что я привыкла раньше, что что-то можно прочитать, запомнить, на семинарах и экзаменах сымпровизировать, а тут за каждое слово дашь ответ преподавателю. Увеличивается время подготовки ответа и, естественно, все время на учебу увеличивается в разы.
Пожалуй, не хватало все-таки живого общения, каких-то навыков дискуссии. Хотя на втором курсе, на предмете «Актуальные проблемы православного богословия» Иван Иванович Улитчев в каждой теме устраивал вебинар, и тут эта возможность в полной мере реализовывалась.
С другой стороны, такое количество письменных заданий – огромный плюс к навыкам, особенно в моей работе, когда приходится готовить какие-то документы. После заданий отца Геннадия Егорова, любой текст кажется легким.
А какие дисциплины оказались наиболее полезными или интересными?
- Не могу сказать, что хоть один предмет в магистратуре мне не был полезен и изучался для галочки. В каждом было что-то свое важное и нужное.
Но, конечно, особенно запомнились два профильных предмета на первом и на втором курсе. Первый – «Православная христология и антропология» с протоиереем Геннадием Егоровым. Это удивительное погружение в мир святоотеческого богословия, непривычное для студента-теолога, который до этого работал с учебниками, пусть и с хорошими учебниками. Ты напрямую сталкиваешься со святоотеческими текстами, и должен готовить ответы на поставленные вопросы, опираясь только на эти тексты – это ни с чем несравнимый опыт. Пожалуй, я назову этот предмет самым сложным в программе. Но, в то же время, он самый красивый, глубокий.
И предмет Ивана Ивановича Улитчева «Актуальные проблемы православного богословия». Ты разбираешь именно те вопросы, которые в данный момент актуальны в церковной среде, и, кроме того, ты имеешь возможность пообщаться со своими однокурсниками, представить и ту, и другую позицию, стать оппонентом кого-то, доказать свою точку зрения. Этот предмет очень живой, насыщенный, несмотря на обилие текстов.
Еще мне очень понравился курс Даниила Дмитриевича Черепанова « Экклезиология в русском богословии рубежа XIX-ХХ веков», который перекликается с «Актуальными проблемами православного богословия».
С вопросами, которые рассматриваются в курсе «Актуальные проблемы православного богословия», действительно приходится сталкиваться на практике, – это не просто теоретические вопросы русского богословия?
- Да, сталкиваться с ними периодически приходится. И с вопросами понимания Евхаристии, и с имяславием – иногда даже встречаются прихожане в храме, которые внезапно начинают рассуждать об этом, что-то доказывать тебе, не владея ни терминологией, ни пониманием темы. Теперь проще на такие ситуации реагировать…
Вы защитили работу по теме «Богословско-философские воззрения протоиерея Василия Зеньковского как основа его работы с молодежью». При этом при поступлении вы рассказывали о своем интересе к биоэтике. Почему вы не стали писать работу по теме, связанной с биоэтикой, и как была выбрана итоговая тема?
- Мне кажется, что биоэтика – сейчас одна из самых актуальных тем в среде христианских церквей, причем спектр ее вопросов расширяется – от права эвтаназии до гендерной самоидентификации. Но я считаю, что человек должен писать, во-первых, о том, с чем он непосредственно взаимодействует, а во-вторых, если есть такая возможность, о той области, в которой он если не профессионал, то хотя бы постоянно находится. Мне очень интересна биоэтика, но я бы никогда не дерзнула писать по ней магистерскую, потому что здесь должны быть подключены две области: и православное богословие, и хотя бы элементарные медицинские знания. Я могу прочитать существующие работы по биоэтике, обменяться мнением с однокурсниками, спросить что-то у преподавателя, но не проводить исследование в области, в которой я не ориентируюсь.
Я хотела писать про работу с молодежью, ведь я не только работаю с этой возрастной группой, но, хочется надеяться, еще могу причислять и себя к ней, – то есть, есть и вопросы, которые меня лично волнуют. Конечно, тема сначала была расплывчатая, но моим руководителем стала Татьяна Николаевна Резвых, кандидат философских наук, и мы немножко повернули тему в сторону философии. А, пожалуй, самая яркая личность на горизонте церковной молодежной работы – это отец Василий Зеньковский.
А в чем заключается ваша работа с молодежью и насколько это близко к теме исследования?
- Мой настоятель – руководитель административного секретариата, и он же руководит молодежным отделом епархии. Я его заместитель, по каким-то вопросам мы работаем вместе. Это и административная работа, и информационная работа – к примеру, ведение социальных сетей. А еще есть работа с молодежью в храме: я преподаю в старшей группе воскресной школе, была руководителем и основателем приходского молодежного клуба.
Как связано с современной молодежной работой наследие представителей русской эмиграции, в частности, отца Василия Зеньковского? Проблемы молодежи в эмигрантской среде перекликаются с современными? Или это одни и те же, вечные проблемы, а наследие богословов эмиграции – просто еще не исследованный пласт, в котором вы решили поискать ответы на эти вопросы?
- На мой субъективный взгляд, богословие парижской школы, во-первых, наиболее близкое к нам по времени, а во-вторых, очень жизненное. Может быть, так кажется из-за особенностей языка, из-за факторов исторической среды: время перемен, время нестабильности, время каких-то национальных обострений. И вот в этой, крайне непростой ситуации, находясь за пределами родины, в инославной среде, русская эмиграция находит в себе силы не только говорить о Христе, но и исследовать святоотеческое наследие. Несмотря на критику, которая сопутствует деятельности Парижской школы, мне кажется, очень важно иметь в виду, насколько сложно было этим людям, в принципе, что-то делать, во что-то углубляться, придерживаясь церковного предания, в окружении протестантского и католического богословия.
Есть мнение, что созданное в эмиграции Российское студенческое христианское движение (РСХД), одним из основателей и на протяжении нескольких десятилетий руководителем которого был протоирей Василий Зеньковский, – национальная организация, ей приписываются чуть ли не политические стереотипы. Объем моей работы не позволил глубоко исследовать этот вопрос, но отец Василий неоднократно упоминает об аполитичности этого движения.
Есть статья «Идеология Российского христианского студенческого движения», написанная отцом Василием. Центральная ее мысль – создание пространства церковной культуры. И экклесиологическая тема идет красной нитью через все движение. Конечно, если посмотреть объективно, то это объединение русских людей на иностранной территории, – это невозможно отрицать, но они объединяются не вокруг своей национальной идентичности, а вокруг Христа. И об этом говорится во многих документах движения.
Да, это был островок сохранения русской культуры, но русская культура не была сакрализирована. То есть, главное – Христос. А восприятие Его проводится через русскую культуру, потому что в этой культуре человек вырос, эта культура ему близка, и так далее. Но если в движение приходили люди других национальностей, выросшие в другой культуре, все равно они могли там же найти путь к Христу. Сейчас это движение в Париже в основном уже франкоязычное, и, тем не менее, оно действует, живет.
То есть, в возможности говорить о Христе и о русской культуре в какой-то другой среде в сложные времена, в сложных ситуациях, вы видите особую ценность наследия Парижской школы?
- Я бы сформулировала это так: стремление говорить о Христе в любых условиях. Принцип, что Христос остается Тем же, вне зависимости от обстоятельств. Во всем творческом наследии отца Василия Зеньковского и конкретно в его молодежной работе эта христоцентричность постоянно ставится во главу угла. Даже в вопросах культуры.
Основной принцип работы отца Василия с молодежью – создание пространства церковной культуры через христианизацию абсолютно всех сфер жизни, то есть даже тех сфер, которые, казалось бы, не имеют отношения к Церкви, к религиозному мировосприятию. Чтобы абсолютно везде был Христос. Ему как русскому человеку очень дорого то, что оставили его предки, традиции, культура и так далее. Но абсолютно все он проводит это через призму христианства.
У отца Василия есть очень интересный принцип, который вначале может вызвать недоумение: он говорит, что христианин должен принять мир и попытаться через этот мир провести Христово учение. Он цитирует слова апостола Иакова «дружба с миром есть борьба против Бога» (Послание Иакова, 4:5), но говорит о том, что мир изначально, онтологически – хороший, правильный. Но, поражая грехом себя, человек поразил весь окружающий мир и то, от чего предостерегает апостол, – вот эта болезнь. Но если мы избегаем заражения, болезни, это не значит, что мы избегать больного. Этого больного надо принять как друга и постараться вылечить, учитывая, что единственное лекарство – Христос. То же самое о.Василий говорит о мире – не отвергать, принять, но принять через Христа, а не какими-то иными путями.
А как эта идея воцерковления культуры на практике выражалось в каких-то формах молодежной работы о.Василия Зеньковского?
- Русское студенческое христианское движение во многом напоминает молодежное движение в Русской Православной Церкви сейчас. Мероприятия молодежного отдела касаются многих сторон жизни, и также там велась работа в кружках, по каким-то направлениям, которые, казалось бы, не имеют прямого отношения к Церкви. Пожалуй, как раз здесь и проводилась практическая христианизация. И еще другие формы: ежегодные съезды, которые были изначально просто христианскими, межконфессиональными, именно в них постепенно вырисовываются группы православных людей. Идет своего рода миссионерство в другой среде, интеграция иных исповеданий в Православие.
Из работ отца Василия прослеживается своеобразная логическая цепочка: все начинается, конечно, внутри человека, скрытая религиозность молодости, на каком-то этапе подсознательная, которая может сочетаться даже с атеистическими взглядами и с борьбой против Церкви. Молодость полна религиозного порыва, и если молодой человек не знает, куда его направить, эта энергия может выплеснуться в противоположном направлении. Как в киноклассике – «ты должен был бороться против зла, а не примкнуть к нему», порой получается именно так.
Скрытая религиозность молодости – это когда есть стремление служить каким-то высоким целям, и либо оно в Церкви реализуется, либо Церковь может отталкивать?
- И Церковь может отталкивать, и среда, в которой растет молодой человек. Вот почему о.Василий с таким вниманием относится к юности, это пограничный период, когда в человеке абсолютно все силы находятся на максимуме и с чем резонирует этот максимум, от этого в дальнейшем зависит жизнь человека, его выбор. Но если молодой человек приходит в Церковь, начинаются другие этапы, и первый этап, конечно, личностный – взаимоотношения с Богом, в первую очередь, через Таинства, через молитву. Вот этой мистической составляющей о. Василий отводит главенствующую роль, если ее нет, остальные сферы своей жизни христианизировать нечем. Следующий этап – интеграция в уже имеющуюся церковную культуру, общение со священнослужителями и со сверстниками, вовлечение непосредственно в церковно-богослужебную жизнь. И тут тоже очень важно не упустить время юношеского максимализма, желания вобрать в себя как можно больше, желания получить ответы на вопросы. Отмахиваться «ты еще молодой, ты еще не опытный, тебе это рано» ни в коем случае нельзя, потому что это очень важный этап христианизации жизни молодого человека. И уже потом, когда юноша или девушка более-менее утвердились на этой позиции, может идти речь про христианизацию культуры, внешней среды, каких-то объективных факторов, и, что немаловажно, про миссионерскую деятельность среди своих сверстников, но это уже верхний уровень.
Да, с миссионерской деятельности среди сверстников начинать воцерковление было бы, наверное, опасно...
- Я бы не сказала, что речь идет о каком-то активном или агрессивном миссионерстве – нет, ни в коем случае. Опять же, излечение от болезни может быть только постепенным. Показать красоту Церкви, в первую очередь, красоту ее внутреннего мира, внутреннего изменения христианина при соприкосновении с этим миром, – именно такие миссионерские методы о.Василий предлагает. Здесь, кстати одна из особенностей его экклесиологии: он говорит о том, что христианин в Церкви не имеет права думать только о самом себе, он должен приложить максимум усилий, чтобы привести ко Христу, к спасению окружающих людей.
У Зеньковского есть мысль, которая меня удивила: он толкует фразу Христа, которую можно найти у разных евангелистов, – что кто потеряет душу свою, тот сбережет ее. И толкует именно в сотериологическом смысле: если ты будешь карабкаться к спасению только сам, только я и Бог, и больше вокруг никого нет, то, в принципе, спасение невозможно. Как ты можешь зацикливаться только на себе, когда вокруг еще столько твоих друзей, близких, для которых ты мог бы что-то сделать, но сосредоточился на себе?
А как он понимал слова «погубишь душу свою»?
- В том смысле, что, возможно, где-то лучше уделить меньше внимания себе, даже своей духовной жизни. Конечно, это рискованное утверждение, но, тем не менее, о.Василий считал: если спасаться, то всем вместе. В своей экклесиологии отец Василий удивительно сочетал иерархический и симбиотический подход. То есть, настаивал на христоцентричности мира и, тем более, Церкви. Но в то же время представлял Церковь именно как организм, – да, с несомненным Центром, с Главой – Христом, но, тем не менее, с симбиотической вовлеченностью каждого члена, независимо от его праведности, от включенности в жизнь Церкви, – значим абсолютно каждый человек. Вот в этом его особенность.
Это идея соборности?
-Творчество А.С. Хомякова оказало на прот. Василия Зеньковского огромное влияние, но идея соборности перекрылась идеей всеединства. Зеньковской, конечно, излагает ее совершенно в ином плане, нежели его учителя, в более православном ключе, там меньше спорных моментов. Но вот «тварная София» – ее он и называет церковью. И это всеединство прослеживается и в его сотериологии, и, соответственно, в молодежной работе тоже.
И, конечно, – личность тоже очень важна в наследии о.Василия. О протоиерее Василии Зеньковском упоминает в своих трудах известный и ныне здравствующий православный персоналист Христос Яннарас – он, хоть и вскользь, говорит, что отец Василий оказал какое-то влияние на его взгляды.
- И этот персонализм на его подходе к работе с молодежью тоже сказывался...
- Да, конечно. Даже его антропология, вопрос об образе Божием в человеке. Это как раз в духе персонализма. Отец Василий задается вопросом: что это – образ Божий? Какая-то субстанция? Или что? Приводит различные мнения святых отцов и, в итоге, делает вывод, что образ Божий – это динамическая категория. Движение и способность человека искать Бога, стремиться к Богу. И максимум этого стремления он видит в юношеском возрасте.
А на каких работах о.Василия Зеньковского строилось ваше исследование? Вы пытались все изучить – и богословские труды, и работы по педагогике и психологии, и свидетельства из мемуаров и воспоминаний современников?
- Пожалуй, это одна из основных сложностей моего исследования. Отец Василий проводил огромную практическую работу с молодежью, но не систематизировал ее, не описывал методы, концепции. Его практическая деятельность отражена в основном в письмах, мемуарах, воспоминаниях. Он был духовным наставником огромного количества людей, и многие воспоминания сосредоточены именно на личном общении с отцом Василием. Не имея своей семьи, он весь огромный потенциал отцовской любви изливал на окружающую его молодежь. Есть свидетельства людей, которых отец Василий именно через молодежное движение привел в Церковь, и которые в Церкви остались на всю жизнь. Но, конечно, мы не можем это назвать научной литературой и ссылаться в магистерском исследовании на письмо или на речь, произнесенную другом отца Василия на его похоронах, как на источники, описывающие его подход к молодежной работе.
Отец Василий упоминает о молодежи в своих трудах, и я пыталась по максимуму использовать его труды во всех областях, потому что нет, к сожалению, у него одного исследования «Моя молодежная работа». Есть фраза в его воспоминаниях «единственное, чем я могу похвалиться, – это моя работа с молодежью» (Прот. Василий Зеньковский. Очерк внутренней моей биографии. Вестник РСХД 1962. № 3-4 (66-67). С. 101) . Вот от этой фразы я оттолкнулась и пошла дальше…
Когда читаешь труды по педагогике отца Василия касательно юношеского возраста (а юношеский возраст он обозначает с пятнадцати лет) – видишь мысли об образе Божием, о подсознательной религиозности. Берешь работы «Об образе Божием в человеке» или «Основы христианской антропологии», и педагогическая повестка тебя перекидывает в богословскую повестку. Читаешь богословскую работу – находишь мысль об иерархическом составе человеческой психологии и обращаешься к его психологическим трудам. И вот так одно за другим, и все взаимосвязано.
Об отце Василии как о молодежном педагоге (назовем это так), в принципе, исследований не было. По школьной педагогике работ много, но, пожалуй, подростковым возрастом все ограничивается. И надо сказать, что и богословие его очень мало исследовано, хотя тоже имеет свои особенности.
Если имеешь дело с богословием эмиграции, возникают сложности с поисками материалов, с переводами с других языков?
- Отец Василий преимущественно писал на русском языке, и стараниями и наших отечественных, и украинских исследователей, и сотрудников Свято-Сергиевского богословского института в Париже, практически все его произведения изданы. Возникли сложности с двумя последними томами полного четырехтомного собрания сочинений, включающими как раз воспоминания, переписку: к сожалению, они издавались один раз и сейчас ни в магазинах, ни в интернете их нет, это библиографическая редкость, хотя первые два тома есть в продаже.
Но огромное количество работ, статей отца Василия издавалось в журнале «Вестник РСХД», полный архив которого размещен на сайте Дома русского зарубежья им. А.С.Солженицына в открытом доступе. Архивные документы, связанные с отцом Василием, которые находятся в России, оцифрованы. А вот его дневники, письма, может быть, еще не опубликованные записи, согласно легенде, хранятся в архивах Свято-Сергиевского богословского института. Я связывалась с исследователями творчества отца Василия, и они сказали, что неоднократно предпринимали попытки найти там материалы, но, к сожалению, попытки не увенчались успехом. Мне посоветовали: «Пользуйтесь тем, что есть в открытом доступе, вам этого хватит». И на самом деле, мне этого хватило.
Для меня стала открытием статья отца Василия «Церковный тоталитаризм» – доклад на Международной христианской конференции, проходившей в Лондоне в 1937 году. Статья опубликована только в сборнике конференции, нигде больше упоминаний о ней я не нашла. И, совершенно случайно, введя фамилию отца Василия в поисковике англоязычного Internet Archive, я обнаружила эту статью. И надо сказать, там содержатся наиболее ценные мысли касаемо воспитания, церковной культуры.
Что о.Василии понимает под «церковным тоталитаризмом»?
- Говоря об условиях жизни в условиях диктатуры, тоталитарных режимов, он затрагивает тему молодежных объединений, и это, в первую очередь, советский комсомол и немецкое национальное молодежное движение, которое, насколько я понимаю, потом переросло в «Гитлерюгенд». Но, тем не менее, он говорит именно о системе воспитания в этих движениях, о том, что, в принципе, изначально, не такие уж плохие цели ставились. В каком плане? Основной лозунг комсомола – создание нового человека, цельного, преданного своей родине, идеального гражданина, семьянина и так далее.… Вроде бы такие неплохие слова. Но он говорит о безрезультатности этих попыток, говорит, цитируя апостола Павла, что новый человек, новая тварь, только во Христе может родиться. И вот отсюда он выводит некое положительное понятие «тоталитаризм», в плане тотальности.
Всеобщая христоцентричность?
- Да, именно она. То, к чему стремятся эти режимы в мировой искаженности, в болезни переворачивая все с ног на голову, изначально дается именно в христианском богословии, в христианском подходе.
Планируете ли вы дальше что-то делать с проработанным материалом – расширять круг источников, изучать другие стороны наследия Зеньковского или других богословов эмиграции в плане их опыта молодежной работы, может быть, как-то оформлять изученный материал?
- Я не могу пока сказать, буду ли я дальше заниматься именно этими исследованиями, но чем больше я исследовала творчество отца Василия, то тем больше я удивлялась его глубине – можно не соглашаться с какими-то его взглядами, что-то критиковать, но отрицать глубину его работ, его знаний, невозможно. Я бы назвала свою работу наброском, каким-то первым шагом, потому что каждый пункт работы можно развить, сделав намного больше.
А в практике молодежной работы удается применять какие-то идеи, которые вы обнаружили?
- Концепция работы с молодежью в Русской православной Церкви есть, и она достаточно полная, вопрос, скорее, в ее исполнении. И, пожалуй, вот в этом, именно в личностном отношении к молодежной работе, к каждой юной личности в отдельности, мое исследование сыграло свою роль. Сейчас по-другому смотришь на многие вещи: на общение с молодежью, может быть, на какие-то неудобные, острые ситуации во взаимоотношениях с кем-то, и пытаешься в первую очередь понять человека. Потом, может быть, не направить, – это все-таки не мое дело, а дело священнослужителей, но помочь в чем-то. Использовать личностный подход к каждому, а главное показать, что христианство – это эпицентр жизни, красоты и только во Христе возможна максимальная реализация потенциала каждого человека.
Подобнее о дистанционной магистратуре: