Самая полная и точная проверка амортизаторов автомобиля проводится на специальном диагностическом стенде. Она позволяет оценить эффективность гашения колебаний амортизатором. Но и без стенда существует пара проверенных временем приемов субъективной оценки их состояния.
На примере амортизаторов передней и задней подвески автомобиля ВАЗ 2109 рассмотрим два простых способа проверки их исправности. Провести такую проверку может каждый, даже не сильно технически подкованный автовладелец.
Подготовительные работы
- Перед проведением проверки необходимо визуально оценить состояние амортизаторов: наличие на них подтеков жидкости, механических повреждений, состояние крепления амортизаторов, степень износа (растрескивание, выпучивание) резиновых втулок их резинометаллических шарниров. Так как эти предварительно выявленные неисправности могут так же довольно точно рассказать об имеющихся проблемах.
Попутно неплохо было бы оценить состояние пружин и элементов подвески. Но, это лучше всего это сделать на смотровой яме или подъемнике.
- Первую проверку состояния амортизаторов лучше всего проводить после продолжительной поездки, пока рабочая жидкость в амортизаторах не остыла на ровной площадке.
Способ первый - проверка состояния амортизаторов без снятия их с автомобиля
- Энергично вверх-вниз руками раскачиваем угол автомобиля за бампер или верхнюю часть крыла.
- Отпускаем. Исправный амортизатор позволит кузову совершит не более двух колебаний вверх-вниз после прекращения раскачивания. Три колебания – амортизатор еще рабочий, но уже на подходе. Больше трех - имеет смысл задуматься об их замене.
- Повторяем проверку для каждого амортизатора, по очереди раскачивая остальные углы автомобиля и оценивая колебания кузова.
Помимо колебаний кузова при проверке стоит оценить наличие подклинивания или провалов в работе амортизаторов при раскачивании, выявить посторонние стуки и шумы, возникающие при их работе. В этом случае проверку лучше проводить вдвоем – один раскачивает, другой оперативно фиксирует посторонние стуки и шумы.
Не прошедшие проверку амортизаторы лучше заменить, желательно парой на одной оси. Подробности выполнения такой работы см. в статье на нашем сайте: "Замена передних амортизаторов автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099".
Способ второй: проверка состояния демонтированных с автомобиля амортизаторов
- Снятый или новый амортизатор необходимо несколько раз растянуть и потом сжать руками.
Сжатие и растяжение амортизатора требует приложения значительного усилия. Поэтому перед проведением этой проверки стоит трезво оценить свои физические возможности и при необходимости предложить провести эту проверку более сильному помощнику.
- Исправный амортизатор прокачивается плавно без провалов, заклиниваний и шумов. Усилие при «отбое» (растяжении) должно быть больше чем при сжатии.
Максимальное усилие при сжатии у передних и задних амортизаторов приблизительно одинаковое. Максимальное усилие при растяжении – «отбое» у передних амортизаторов больше чем у задних приблизительно в 1.2 – 1.5 раза.
Примечания и дополнения
Помимо двух, приведенных выше, способов проверки амортизаторов их исправность можно предварительно определить по внешним признакам, проявляющихся при движении автомобиля.
Например, нарушение управляемости автомобиля. Когда при перестроениях (обгоне) на скорости и при вхождении в поворот автомобиль стал "плавать". Кузов заметно раскачивается. Приходится "ловить" дорогу рулем.
Либо появляется стук со стороны подвески при проезде неровностей.
Обычно неисправные амортизаторы стучат при проезде неровностей или при трогании с места, когда им приходится срабатывать.
Подробно об этих признаках далее в статье на сайте: "Как самостоятельно определить, что амортизаторы автомобиля неисправны?".
Что можно еще почитать по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Как понять, что пришла пора заменить помпу на двигателе?
- Как понять, что пришла пора заменить термостат системы охлаждения двигателя?
- Как понять, что натяжной ролик привода ГРМ двигателя вышел из строя?