Что делает нас такими, какие мы есть? Почему одни идут по жизни смеясь, в то время, как другие спотыкаются на каждом шагу? Одни доверяют лишь собственному, подчас и горькому опыту, а другие свято убеждены в том, что существует некий Гуру, знающий больше всех и стоит только отыскать эдакого прорицателя, да начать следовать его советам, как жизнь, глядишь, и наладится. Эти – робкие, те – настырные, а третьи и вовсе плывут по течению. Как поёт «Машина времени»:
Один говорил: Наша жизнь — это поезд.
Другой говорил: перрон.
Один утверждал: На пути нашем чисто,
Другой возражал: Не до жиру.
Один говорил, мол, мы все — машинисты,
Другой говорил – пассажиры!
Кто же месит глину, чья рука придаёт нам форму? Хитросплетения генов? Педагогические таланты или, наоборот, ошибки наших родителей? Я полагаю не последнее место в этом списке занимают книги. Прочитанные или как раз НЕПРОЧИТАННЫЕ вовремя. Сюда же можно отнести фильмы, музыку, лекции, и, даже видеоролики про котиков. Человека создаёт Культура, а потом Человек в свою очередь начинает продуцировать Культуру для будущих поколений. Получается замкнутый круг, как про курицу и яйцо…
Сидя в укромном закоулке между громадами стеллажей и перелистывая страницу за страницей, я путешествовала по сказочным мирам. Сначала убегала от Бабы Яги, вместе с Гердой разыскивала чертоги Снежной Королевы, терпела вместе с Русалочкой адскую боль, ради ветреного, но такого любимого Принца, потом выживала на необитаемом острове вместе с Робинзоном Крузо. И вдруг почувствовала, что моя голова просто лопнет от фантазийного взрыва! Я непременно должна кому-то пересказывать эти удивительные сюжеты, разукрашивая их собственными подробностями.
Первыми слушателями моих историй стали ребята с нашего двора – были среди них мои ровесники, были и те, кто постарше, была, конечно, и малышня, куда ж без неё. Надо сказать, очень скоро я снискала определённую славу. В укромном месте выстроен был шалаш, специально для секретных собраний, где по вечерам под горьковатый дымок от костра я пересказывала прочитанное за день в библиотеке.
Пересказ мой грешил неточностью. Всегда начиная, «как в книге», я, тем не менее, быстро скатывалась в «своё» - отчаянно перевирала сюжетную линию, экспериментировала с внешностью и характерами главных героев, подчас вводила новых персонажей. Сегодня подобное словотворчество имеет название – фанфик. Однако, слушатели мои не протестовали. Читать самим многим было попросту лень. В общем все были довольны.
Фанфик – любительское сочинение по мотивам оригинальных литературных произведений, фильмов или компьютерных игр. Фан – фанат, фикшн – проза. Поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий «Приключений Шерлока Холмса» А поклонники Льюиса Кэрролла создали несколько версий «Алисы в стране чудес» В 1879-том Уильям Теккерей исправил роман Вальтера Скотта «Айвенго» Читателей «Айвенго» возмущала сюжетная линия Айвенго и Ревекки. Теккерей переписал историю в угоду публике, позволив рыцарю Айвенго и еврейке Ревекке воссоединиться, чего не могло бы произойти в исторической реальности. Своё сочинение Теккерей назвал «Ревекка и Ровена».
Сказки и приключения в шестом классе, фантастика – в седьмом и восьмом плавно преобразовались в психологическую прозу и любовные романы – в девятом. Теперь я была Татьяной Лариной и Маргаритой, донной Анной и Кармен. Авторитет рассказчицы принёс мне немалые бонусы. Одни поклонники моих историй решали за меня ненавистную математику, другие взяли на себя проблемы с черчением, третьи оспаривали право – провожать меня до библиотеки, где мы с мамой обедали. После обеда я, как правило, просматривала периодику (мама заранее подсовывала мне свежие номера «Нового мира» и «Смены»), рылась в книгах, читала, иногда помогала маме и только потом – домой. На минутку. Чтобы переодевшись, улизнуть во двор, где меня уже ждали почитатели моего скромного таланта.
Заглядывая в зеркало, я видела по-мальчишески худощавую, узкобёдрую девчонку, которая могла бы считаться симпатичной, если бы не противные очки с толстыми стёклами. Врождённая близорукость, разумеется, всё портила. Не спасали даже каштановые, как у Ревекки, волосы, мягкими волнами ниспадающие с плеч до лопаток. Я никогда их не стягивала в хвост и кос не плела.
В тот вечер, глядя на собственное отражение, я увидела не себя, а Таис Афинскую. Мудрую и смелую гетеру, спалившую царский дворец, - символ старой империи, парализующей будущее человечества.
«Таис Афинская – героиня одноимённого романа Ивана Антоновича Ефремова.
Уже несколько дней я ходила под впечатлением от этого романа и удивлялась только одному – почему я до сих пор не встретила ни одного македонского полководца? Исподволь я присматривалась к знакомым мальчишкам, надеясь разглядеть хотя бы отдалённое сходство.
К моему огорчению ни один не подходил на роль возлюбленного для Таис. Тут, надо сказать, вступил в силу ещё один фактор, оказавший самое прямое воздействие на мою судьбу и характер. О том, что отношения с отцом играют решающую роль в жизни дочери, я прочитала много позднее.
Да, отец, как раз и был тем самым полководцем, точнее подполковником. Мой папа - высокий красавец с усами дАртаньяна и мама таких называют «серая мышка» развелись, когда я пошла в первый класс.
После развода мы почти не общались. Но первые семь лет, пока папа жил с нами, даром не прошли. Я всегда смотрела на отца снизу-вверх, испытывая сложную для ребёнка гамму чувств: страх, сопротивление и одновременно желание подчиниться. Папа почти не замечал моего присутствия, а если и замечал, то отпускал короткие, но весьма колкие замечания в мой адрес, безжалостно царапающие мою неокрепшую самооценку. Наверное, он это делал не специально. Он и сам был всего лишь жертвой – своего вечного полунапряжённого состояния и, вообще, мечтал о сыне, а тут родилась я. На прощание он подарил мне куклу - большеглазую, златокудрую Барби, которую я храню до сих пор.
(Продолжение следует) - здесь!
Иллюстрация - работа братьев-художников Сергея и Алексея Ткачёвых.
Начало истории - тут!
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!