В Саратовской области есть дороги, которыми пользуются уже давно, а дорожное покрытие — как новое. Секрет в материале — для строительства использовали фосфогипс. Рассказываем, как в селе Быков Отрог применили новую технологию и построили дороги, которые уже 7 лет обходятся даже без ямочного ремонта. Состояние асфальтобетонного покрытия у них — «как вчера положили».
Почему в Саратовской области решили строить дороги из фосфогипса
В 2015 году в селе Быков отрог остро встал вопрос о новых дорогах. На двух улицах были обычные «грунтовки», которые во время дождя размывало так, что проехать получалось только на тракторе. Все понимали — нужны новые хорошие дороги, но где взять на них денег? Бюджет у села скромный.
Требовался вариант, с которым получится построить надежную дорогу и при этом уложиться в бюджет. Решение нашлось — достаточно использовать дорожный фосфогипс вместо природных материалов.
Фосфогипс — это побочный продукт, который образуется при производстве удобрений. Бывает двух видов — дигидрат, который используют в сельском хозяйстве, и полугидрат, который подходит для строительства дорог. Именно его называют дорожным фосфогипсом.
6 аргументов за использование фосфогипса в дорожном строительстве
Фосфогипс заменяет до 100% песка и до 75% щебня, а стоит дешевле. В итоге затраты на строительство дорог в селе сократились почти на 30%. Снижение стоимости помогло администрации уложиться в бюджет.
При укладке слоя фосфогипса не нужен геотекстиль — после уплотнения плита не смешивается с песком, грунтом и щебнем. Такую дорогу строить проще, не нужно покупать и укладывать разделяющие материалы. Это хорошая экономия.
После уплотнения получается основание, похожее на бетонную плиту. Оно равномерно распределяет нагрузки — по таким дорогам можно ездить даже на тяжелой технике и перевозить грузы.
Дорога из фосфогипса дольше служит. Плита не впитывает воду и не трескается, а грунт под ней не промерзает — по расчетам специалистов такая дорога может обойтись без ямочного ремонта до 15 лет. Выгодно и жителям, и администрации — меньше нагрузка на бюджет села.
Материал не вредит окружающей среде и здоровью людей. Дорога проходит по территории поселка, поэтому экологическая безопасность была обязательным условием.
Последний аргумент «за» — именно в Саратовской области работает завод группы «ФосАгро», на котором делают дорожный фосфогипс. Затраты на доставку материала были минимальными.
Кстати, «ФосАгро» не просто производит материал — специалисты компании участвовали в разработке технологии по использованию фосфогипса в дорожном строительстве.
Производитель обещал, что дорога получится более надежной, прослужит дольше, а стоить будет меньше, чем при использовании классической технологии. О реальных результатах рассказываем ниже.
Как в селе строили дороги из фосфогипса
До 2015 года в населенных пунктах не строили дороги из фосфогипса, поэтому в работе участвовали три стороны. В «ФосАгро» разработали технологию и поставили дорожный фосфогипс, администрация села организовала работы, а правительство Саратовской области одобрило проект.
Для дорожников это был новый опыт, поэтому они точно следовали технологии, которую рекомендовал производитель:
1. Сняли плодородный слой толщиной 25 см, выровняли и уплотнили грунт. Геотекстиль не использовали — когда первым слоем идет фосфогипс, разделение не нужно.
2. Завезли, выровняли и сразу начали уплотнять слой фосфогипса толщиной 35 см. Так дорожное полотно немного поднялось над уровнем грунта — чтобы поверхность не заливало водой и было проще чистить снег.
3. На уплотненный фосфогипс уложили слой щебня, прошлись катками. Камни частично погрузились в плиту и получилось надежное сцепление щебня с основанием.
4. Пропитали слой щебня битумным вяжущим и уложили асфальтобетонное покрытие.
У фосфогипса есть особенность — закончить уплотнение нужно не позже, чем через 10-72 часа после изготовления материала. Если не уложиться в срок, фосфогипс потеряет пластичность. Работу контролировала администрация, дорожники действовали быстро: привезли, разровняли, утрамбовали. Рабочие спокойно успели уложить дорогу и даже не заметили ограничения по времени — процесс укладки, выравнивания и уплотнения 25 тонн фосфогипса занял всего 20 минут. Ни одна партия фосфогипса не «испортилась».
Какой получили результат и что выявила экспертиза
В селе Быков Отрог построили дорогу на улице Рабочая. Закончили проект быстро — меньше слоев и проще подготовка, чем при использовании классической технологии. Благодаря разнице в цене материала уложились в бюджет. А еще получили дополнительную выгоду — в течение 7 лет дорогу ни разу не пришлось ремонтировать. Это нехарактерно для Саратовской области: как правило, из-за сложных погодных условий дорожное полотно быстро выходит из строя.
Визуально дороги не отличаются от обычных — такой же асфальт, на обочинах растет трава. В первую после постройки весну жители убедились — на поверхности нет трещин и ям, так как нет стыков. Повреждений не было и через 3 года, и через 5 лет. В 2020 году провели экспертизу — взяли образцы дорожного полотна, проверили на прочность и влажность.
Экспертиза подтвердила — параметры не изменились. Поверхность тоже сохранилась — нет колеи, глубоких трещин и других разрушений. Дорога из фосфогипса выглядит как новая.
В 2016 году в другом населенном пункте Саратовской области, в селе Кормёжка, снова применили фосфогипс — организовали капремонт на улице Гагарина. Дорога была разбита настолько, что после дождя ее приходилось объезжать окружными путями. Для ремонта сразу решили использовать фосфогипс — материал уже зарекомендовал себя. Жители, администрация и дорожники были на 100% уверены в технологии и результате.
Почему дороги из фосфогипса начали строить только сейчас
Фосфогипс и раньше пытались использовать в дорожном строительстве. Но тогда применяли другую его форму — дигидрат, в качестве замены песка. Это сыпучий материал для сельского хозяйства — он снижает засоление почвы, улучшает ее структуру, насыщает нужными химическими элементами.
Дигидрат не утрамбовывается в монолитную плиту, поэтому его использовали как наполнитель или подсыпку, заменяли им песок.
Сейчас технология изменилась — «ФосАгро» выпускает полугидрат фосфогипса специально для дорожного строительства. У него совсем другие свойства — после уплотнения материал кристаллизуется и образует прочную монолитную плиту.
Специалисты «ФосАгро» разработали нормативную базу для применения, и фосфогипс официально внесли в список вяжущих дорожно-строительных материалов. Раньше технология считалась экспериментальной. Теперь фосфогипс применяют наравне с другими дорожно-строительными материалами.
Как технология развивается дальше
После успешного опыта в селах Быков Отрог и Кормёжка дороги из фосфогипса начали появляться и в других местах Саратовской области — в селах, на подъездах к промышленным предприятиям и полигонам ТБО, на междугородных трассах. Использовали все технологии из стандарта:
- строили дороги с асфальтобетонным и щебеночным покрытием;
- укладывали на фосфогипс асфальтобетонную крошку;
- применяли фосфогипс в многослойном дорожном полотне для увеличения прочности и снижения затрат.
На сегодняшний день по технологии построено более 180 тысяч квадратных метров дорог. И число продолжает расти — дорожники все чаще используют фосфогипс в работе.
Пример села Быков Отрог доказывает: с дорожным фосфогипсом легко уложиться даже в небольшой бюджет и построить дорогу, которую не придется ремонтировать каждый год.
Сейчас специалисты «ФосАгро» продолжают развивать технологию — разрабатывают решения, которые помогут доставлять фосфогипс в любой регион страны и строить качественные дороги на всей территории России.