Найти тему
WildmanKAI

Кезер-таш

У каждого времени свои неповторимые приметы, которые "оставляются" для потомков, чтобы не угасла историческая память, не прервалась связь времен и поколений. Приметы древнетюркской эпохи - заросшие кустарником каменные оградки и таинственные курганы, прочерченные на обветренных скалах рисунки и загадочные письмена, каменные изваяния... Все это оставлено кочевниками, некогда жившими на необозримых просторах Сибири и Центральной Азии, создавшими мощные государства, имевшими свою письменность и тесные контакты с цивилизациями юга - от Китая до Византии. Они, точнее их образы, как бы вырастают из земли темными силуэтами каменных изваяний, во множестве разбросанных по горам и долинам.

Оставлять память об усопших сородичах - это одна из древнейших традиций человека. О памятных столбах при погребальных сооружениях тюркоязычных племен можно прочитать, например, в китайских летописях средневековья.

Все они разные. От грубо отесанных каменных столбиков, в которых едва угадываются антропоморфные черты, до настоящих произведений скульптуры. Примечательно изваяние "Кезер-таш" из Курайской степи: Спокойное, умиротворенное лицо зрелого человека, длинные усы, борода клинышком. На темени - небольшой головной убор. В правой руке – сосуд, напоминающий серебряные кувшинчики, которые по сей день находят археологи в курганах. Для кого напиток в символическом сосуде Кезер-таша? Самому себе при собственных поминках, организованных родственниками? Или это дар верховному солярному божеству? Не случайно ведь изваяния «смотрят» на восток - в сторону восходящего солнца? Левая рука лежит на наборном поясе. Металлические бляхи от таких поясов, в том числе серебряные и позолоченные, также встречаются в древних курганах. У наших предков они обозначали социальный ранг человека. Судя по богатому поясу, Кезер входил в элитарный круг древнетюркского общества. К поясу подвешены мешочек для различных мелочей (это было принято вплоть до сравнительно недавней этнографической старины), а также сабля в ножнах - непременный атрибут и правителя, и воителя старины глубокой - далекого средневековья.

Большинство же других изваяний - попроще. Где выбито только лицо, где - в дополнение - еще и детали одежды, оружие. А где и просто устанавливались камни, лишь схематично напоминающие человека.

Есть такое изваяние «окаменевшего предка» на территории Алтайского природного биосферного заповедника. На Белинской террасе находится уникальный памятник «Кезер-таш» (Камень-воин), возраст которого относится к эпохе древних тюрок. Древнетюркское изваяние у с. Беле было зафиксировано еще в 1925г. А. Н. Глуховым в ходе работ Алтайской экспедиции этнографического отдела Русского музея. Изваяние изображало умершего человека, и в нем, по представлениям тех времен, до окончания поминального цикла была заключена его душа. На изваянии изображалось лицо умершего, стараясь отразить портретное сходство. Изображению молодого лица грозный вид придают, большие округлые глаза, слегка изогнутый дугой рот. В правой руке каменный воин держит чашу-кубок, тем самым принимая «участие» на поминальном пиру. Левая рука, как правило, лежит на поясе или оружии. Рядом с кордоном Беле расположены каменные изваяния (стела и древнетюркская скульптура). В древности они входили в состав единого погребально-поминального комплекса. Неподалеку от каменных изваяний расположен курган.

Многое можно узнать, изучая каменные изваяния алтайских гор. Об облике давно ушедших из жизни людей, об их сложной мировоззренческой системе, характерных приемах каменотесного искусства.

«Окаменевшие» предки. Более тысячи лет простояли они в укромных уголках высокогорных долин Алтая, чтобы «взглянуть» - то с иронией, то с легкой грустью -своими вечными очами на нас и нашу жизнь, чтобы молчаливо напомнить: нет будущего без прошлого, нельзя рвать нить времен.

Источники:

Кубарев В.Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: Наука, 1984.