ХМАО сказал свое слово в региональной криминальной инди-драме. «Рэпер» снят почти одним человеком, почти без денег, но зато с вниманием к деталям, с интересной сургутской натурой, бодрой историей и с сюрпризами для любителей культурологических аллюзий. Фильм даже попал в ограниченный кинопрокат. Времена сейчас такие, золотой сезон для кино класса Б.
Последнее время появляются отечественные фильмы класса Б, которые приятно видеть. Недавно писал про «Бодибилдер», который хоть и снят с деньгами и солидными актерами, все равно бэшка. Также вышел четвертый фильм культовой буряткой франшизы «Решала: брат». Были свои интересные моменты и в бэшке про россиян в США «Модель». А тут еще авторы из ХМАО подтянулись с криминальным фильмом «Рэпер».
Молодой рэпер Рах планирует устроить первый сольник в клубе и уехать в Москву. У него есть дружок по кличке Грех и девушка, которая объявила о беременности как раз накануне его попытки съехать.
Да еще по дороге из клуба Рах встречает гопоту: получает леща на камеру и читает рэп на заказ, чтобы не побили. Видео вирусится в интернете и усугубляет проблемы. На фоне этих историй Грех втягивает Раха сначала в мелкий криминал, потом покрупнее. А еще у Раха есть старший брат...
Фильм почти полностью сделал Стас Крючков (сценарист, режиссер, продюсер, оператор, монтажер). Видно, что старался.
Ближе к концу автор внезапно сваливается в арт, примерено на минуту заваливая изображение до состояния мультяшки. Это перебор, но в остальном кино сделано так, что «Рэпера» можно смело заносить в списки лучших российских криминальных инди-драм. Как часто бывает с талантливыми бэшками, в этом кино есть хорошие находки.
ГГ выглядит непосредственным, глуповатым, наивным, неположительным. В общем, живым. Особого сочувствия он не заслуживает, это антигерой, что делает историю неприятной, но нескучной. Грех эффектен как гопник, постоянно тренируя блатную речь и стойки с пистолетом как в кино, в этом помогает камера, кружащая вокруг него и устраивающая крутые ракурсы.
Живая камера бодрит, порой даже сильно, подбираясь к героям очень близко, что добавляет нервозности. Еще интереснее, что местами автор делает стоп-кадры, как бы отмечая реперные точки, моменты, в которые герою можно было остановиться, сделать другой выбор, чтобы жизнь была чуть более комфортной и безопасной.
И тут же автор развлекается религиозными аллюзиями, рифмуя судьбу Раха с евангельским Благоразумным разбойником Рахом (имя в русской традиции), который перед принятием наказания вместе с Иисусом осознал свою вину и ее относительную тяжесть (по сравнению с невиновностью Иисуса) и покаялся, за что внезапно получил место в раю. В отличие от второго циничного Безумного разбойника, образ которого отыгрыват гопник Грех.
Тут автор как бы говорит, что даже при пропуске большого количества тех самых реперных точек есть смысл попытаться остановиться и прекратить падение на адское днище. А вместо слов Иисуса звучат слова брата Раха, добропорядочного семьянина, умеющего радоваться скромной, но честной жизни в родном провинциальном городе.
В цифрах 23 34 на джинсовой куртке Раха можно угадать строчки “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Евангелие от Луки 23:34). А можно и не угадывать, автор никого не навязывает трактовку фильма в качестве христианской притчи (если тут углубляться, то не обойтись без приставки «мета», ведь Рах сам выбрал себе и кличку, и куртку с библейской отсылкой). Годится и просто вариант соцдрамы про гопоту.
Плюсом к художественным штрихам фильм освежает восприятие картинками с улиц Сургута. Не так часто встретишь в российском кино работы, снятые не в столицах. Простые районы-кварталы с интересными деталями в виде объектов советского модернизма или капрома, с занятными граффити на стенах. Хорошая натура для истории про жизнь парней из глубинки, да и местная музыка звучит в тему.
Также «Рэпер» неплох в работе с фактурой. Зритель может развлечься профессиональными диалогами, типа беседы со звукарем на студии об использовании программы Steinberg Cubase, о реплике знаменитого микрофона Neumann U47 и прочих примочках.
Такие элементы погружения в профессию всегда хороши, и часто их не хватает в современном российском кино, сценарии к которому часто пишутся просто с дивана, без погружения в матчасть.
Этим и хороши Б-фильмы, сделанные увлеченными людьми. Несмотря на разные огрехи и проблемы с бюджетом, такое кино умеет удивлять.
Cпасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!