Введение.
Дорогие мои мыслители, приготовьтесь к тому, что часть из вас сейчас упустит свой шанс прикоснуться к историческому моменту, а другие наоборот смогут это сделать. На базе своего психологического и психотерапевтического образования, опыта работы в разных коммерческих сферах не по профессии, а также одержимостью самообразованием последние ± 10 лет тихонько разрабатывал образовательную концепцию, которая опирается на принципы работы реальности и на самые эффективные модели познания. Именно поэтому система будет рабочей до тех пор, пока психика людей не сделает качественный эволюционный скачок. Там может потребуется внести коррективы и то не факт. Система модульная и по каждому модулю можно читать тысячи лекций, углубляясь в детали, но на текущий момент задача — показать суть концепции. Публиковать модули буду поэтапно. Оставляйте комментарии и обратную связь. Не смотря на большую проделанную работу восприятие мира и отдельных моделей всегда можно оптимизировать. Конструктивная обратная связь приветствуется.
Гипераналитические концепции.
Представьте, что вы решили путешествовать по миру. Что вы сделаете? Логично было бы открыть карту и определиться хотя бы примерно с маршрутом путешествия. А теперь представьте, что мы живём несколько столетий назад и понятной карты мира ещё не существует. У каждого в голове какие-то свои представления о том, как устроена земля. Нет общего знаменателя. Два человека из одного поселения могут отправиться в путешествие на год и по дороге рисовать собственные карты. Если у них нет общего знаменателя, то когда они вновь увидятся, то смогут ли понять карты друг друга? Или будут спорить, чья карта правильнее? В плане образования мы сейчас, как те путешественники несколько веков назад. Нет общего знаменателя и тут рождается много конфликтов и споров, недопониманий, даже войн. Людям, чтобы научиться лучше понимать друг друга и договариваться, нужны общие знаменатели.
В среде прогрессивных людей бизнеса, которые постоянно занимаются собственным образованием, существует такой термин «картина мира». У всех ли внутренних карт мира есть общий знаменатель или они формируются полухаотично по мере познания мира? Даже если взять самых умных людей и посадить вместе, то с высокой вероятностью возникнет много споров по многим вопросам. Почему? Метод поиска информации у многих людей сильно отличается. У одних более совершенный, у других менее, а вариантов этих методов очень много. Данная модель может решить вопрос стандартизации картины мира. Какие-то элементы могут отличаться, т. к. опора идёт на разный опыт и источники информации, но имея графическую гипераналитическую карту у нас появляется возможность анализировать отдельные элементы и всю выстроенную систему в целом. Гипераналитическая карта включает такой объем данных, обсуждать который крайне сложно, особенно учитывая то, как работает оперативная память, используемая в процессе дебатов 1 на 1 или 1 на Х человек. Во время дебатов многих людей захватывают эмоции, и рациональное зерно процесса пропадает. Понимание гипераналитических концептов практически невозможно без графического представления. Большая часть дебатов — это очень упрощенная «битва умов». Реальное противостояние умов может стать могучим лишь при обсуждении подобных гипераналитических концептов.
Гипераналитические концепты — это не только прорыв в сфере образования, но и могучий инструмент разрешения гипераналитических споров. Например, как работает психотерапия в разрешении конфликтов? Люди приходят к профессионалу, например, семейная пара. Восприятие всех людей работает немного по своему, поэтому может из одного и того же события выхватывать разный набор рациональных и эмоциональных данных. Задача психотерапевта понять реальность каждого в семейной паре, затем помочь перевести данные каждого супруга на язык партнера, затем попробовать найти общий знаменатель и компромисс. Теперь представим, что в конфликтах стран участвуют сотни, если не тысячи дипломатов с каждой стороны. Вы думаете, что все они имеют общий знаменатель и хорошо понимают историю конфликта, знают все необходимые реальные факты этого конфликта и т.д., поэтому предельно объективны? Конечно, нет. Это иллюзия. Все мы люди. Без общего знаменателя конфликты войн во многом становятся эмоциональными и подсознательно стремятся к эскалации, ведь накапливается стресс. Если бы дипломаты обсуждали гипераналитические концепты, то было бы намного проще вести такие фундаментальные споры. Можно было бы последовательно разбирать критические элементы концептов, которые провоцируют эскалацию конфликтов. Мир во всем мире невозможен без использования гипераналитических концептов для методичного решения конфликтов.
Основные ключевые функции могучего метода образования.
1. Cобрать из почти необъятного океана информации самые ценные знания по заданному направлению, отсеяв воду и бесполезные знания. Нужны самые «сливки» от лучших профессионалов-практиков и системных теоретиков. Нужны передовые научные исследования и научные факты.
2. Найти профессионалов-практиков и системных теоретиков, которые очень хорошо владеют материалом и согласные сотрудничать.
3. Выбрать из этих профессионалов тех, что может лучше всего доносить свои знания до учащихся в простой и понятной форме, но в то же время системно и фундаментально с множеством примеров из реальной жизни. Примеры из реальной жизни связывают новые знания с конкретными элементами реальной жизни, в мозгу образуются соответствующие нейронные цепочки, и ученики начинают видеть полученные знания в реальной жизни.
4. Создать при помощи учителей и других сотрудников комфортный психологический климат в учебных заведениях, чтобы дети учились конструктивно общаться друг с другом. Важно избежать буллинга и прочих форм дискриминации, насилия. Для этого важно создать внутри учебного заведения штат профессиональных психологов-практиков или начать сотрудничество с такими специалистами на аутсорсе.
5. Выявлять индивидуальные потребности и интересы каждого учащегося и подстраивать программу под них, чтобы максимально их вовлекать в процесс.
6. Моделировать командное взаимодействие во время учебы через разного рода игровые элементы. Например, модель работы юридического лица в формате малого бизнеса, где у каждого члена команды есть своя роль и свои функции. В течение обучения каждый ученик себя пробует в разных ролях.
7. В простой и понятной форме на конкретных примерах из жизни научить учеников базовым правилам жизни, начиная от заботы о здоровье собственного тела и психики + основным навыкам для жизни в социуме от выстраивания отношений с другими, методы преодоления конфликтов, методы взаимодействия с государственными учреждениями, обеспечение эффективного решения бытовых нужд и навыки выстраивания команды.
Если учебное заведение выполняет эти функции, то тогда оно реально крутое и готовит учащихся к взрослой жизни. Если идёт провисание по каким-то из этих функций или затрагиваются лишь некоторые, то образовательное учреждение недостаточно хорошо готовит учащихся к реальной жизни.
Образовательная воронка великой Российской Федерации.
Данные ориентировочные. Сейчас нам важна не точность, а ориентиры и принципы. В России существует около 40 тыс школ, в которых учатся порядка 14 млн человек. Существует около 700 ВУЗов, где учатся порядка 4 млн человек. Существует около 3600 колледжей со средним специальным образованием, где учится порядка 3 млн человек.
Что мы имеем? Из 14 млн школьников только примерно половина идут получать образование в ВУЗ или СПО. Куда отваливаются остальные и почему? Если бы образование было реально прикладное и полезное, в учебных заведениях бы преподавали реальные профи с умением интересно объяснять, в учебных классах и группах был создан здоровый психологический климат без буллинга и дискриминации, а также образование было доступным для всех желающих, то как считаете, увеличился бы % тех, кто после школы идёт учиться дальше? Вопрос риторический.
Идём дальше. В каждой сфере реальных профессионалов % 30. В реальности я бы сказал, что 5-10%, но давайте будем более оптимистичны. Допустим, ещё % 40 где-то посередине, т.е. такие хорошисты без экстраординарных данных, но достаточно неплохо понимающие о чем идёт речь. И ещё % 30, которые по разным причинам не могут или не хотят учиться. Кто-то живёт в деструктивных семьях или организациях, кто-то становится жертвой буллинга в учебных заведениях, а кто-то наоборот становится скорее выполняющим роль садиста, что травит жертв. Кстати, любопытный факт, но часть выполняющих роль «садиста» сами не осознают это, т.к. усваивают эту модель поведения в детстве от тех, кто травил их. Кто-то не очень хорошо понимает, зачем ему эти скучные оторванные от реальности знания, кто-то реально не способен понять некоторые темы в силу особых психических состояний и так далее. Плюс ряд учебных заведений, увы, созданы лишь для зарабатывания денег и на будущих выпускников им наплевать.
Что на выходе? Из примерно 14 млн школьников примерно половина не получит качественного образования. Из оставшихся 7 млн примерно 30% получат некачественное образование, т.е. потеряют несколько лет впустую. Это уже около 9 млн человек из 14 с некачественным образованием. Если хотите, поиграйте с цифрами и в комментариях напишите свои выводы, учитывая ориентировочные вводные данные.
Выводы.
Если кратко суть, то существующие системы образования чаще всего поверхностные, излишне теоретические и дают фрагментарное понимание о том, в каком мире мы живём. Юрист знает только юриспруденцию, врач только медицину, инженер только инженерное дело и т.д. Образование должно давать целостный взгляд на этот мир. Для этого и нужны гипераналитические концепты. Возьмём «Картину мира» (модель 1) выше. Такую картину мира можно тихонько заполнять в течение всей жизни, постепенно углубляя своё восприятие реальности и человеческой цивилизации. Для кого-то заполнение такой картины мира покажется тяжелой и почти невыполнимой задачей, а для других серьезным выводом. Однако, именно её заполнение тихонько будет приближать вас к истинному знанию, построенному на фактах. Про метод поиска информации напишу отдельную публикацию.
Если говорить о моих стратегичесских целях, то я хочу изменить всю образовательную систему и создать «общий знаменатель» в восприятии разных людей по всей стране, а позже миру. К сожалению, в каждом дне есть ограниченное количество времени, а у меня есть ограниченное количество ресурсов. Я буду рад единомышленникам и мыслителям, которые захотят присоединиться к моему проекту сперва в роли волонтеров. Позже мы создам некоммерческую организацию, где протестируем вариант получения базового дохода пожизненно для тех, кто внесет вклад в развитие новой системы образования. Пока прорабатываю этот вопрос в комфортном темпе с юристами, но уже понимаю, что это не фантазии, а вполне рабочий вариант. Когда накопятся желающие, можно будет точнее выстроить юридические нюансы такого взаимодействия, но базовая модель уже понятна. Также в комментариях мне было бы любопытно услышать мнение профессионалов о том, как можно реализовать технически такого рода карту по принципу того, как работают карты google, яндекс и т. д. Чтобы при разном зуме видеть разные детали карты. Грубо говоря, на максимальное удалении мы видели горизонтальные вектора с шагом 500 лет, а с максимальным приближением помесячно. И также при максимальном удалении видели эпохи человеческой цивилизации или даже эпохи существования планеты. А при максимальном приближении конкретные события с месяцами и даже днями. Буду благодарен за комментарии, идеи, отзывы, обратную связь.