Найти тему

Литература по отечественным вагонам и железнодорожным строениям

Всем привет, особенно тем, кто следит за нашим каналом. В предыдущей части статьи на тему литературы отечественных железных дорог мы успели поговорить о книгах, в которых собраны фотографии, описание и чертежи локомотивов, которые когда-либо ходили на наших отечественных железных дорогах. В этой части мы поговорим о литературе, в которой собраны фотографии, чертежи и описание железнодорожных вагонов как пассажирских так и грузовых, а также зданий (вокзалов, пакгаузов и т.п.) стоявших когда-то на наших отечественных железных дорогах.

И.Ф. Скиба «Вагоны»

Данная книга была выпущена издательством "Трансжелдориздат" в далёком 1960 году с иллюстрациями пассажирских и грузовых вагонов, выпущенных до 1960 года.

Иллюстрация из книги И.Ф.Скиба «Вагоны»
Иллюстрация из книги И.Ф.Скиба «Вагоны»
Чертеж товарного вагона из той же книги
Чертеж товарного вагона из той же книги

В данной книге описаны конструкции вагонов железнодорожного транспорта, их узлов и деталей, а также приведены методы расчета на прочность ходовых частей, рам и кузовов. Более поздних изданий такого рода найти, к сожалению, не удалось, однако для изготовления современных вагонов на 3Д печати данное издание вполне подойдёт, поскольку первые экземпляры большинства современных вагонов как пассажирских, так и грузовых появилось с конца 50-х годов и, таким образом, в данном издании для них есть небольшое краткое описание. Во-вторых, при демонстрации работающих моделей на макете основной упор делается именно на работу локомотивов. Вагоны, если они есть, демонстрируются во вторую очередь с более кратким описанием. Поэтому это ещё один довод в пользу данного издания.

Книга И.Ф.Скиба «Вагоны»
Книга И.Ф.Скиба «Вагоны»

Литература по железнодорожным строениям

А вот литературу по железнодорожным строениям (вокзалам, пакгаузам, постам централизации и т.д.) найти не удалось. Возможно, плохо искал, но никакой подобной литературы, где было бы собрано описание железнодорожных строений от самых первых до наших дней действительно никто не выпускал. Пиши в комментариях, если знаешь!

Было выпущено только то самое «приложение к журналу «Железнодорожное дело», имевшее по началу весьма неплохую перспективу в данном направлении, но там ограничились выпуском всего нескольких номеров (см. мою предыдущую статью на тему «Кто изготавливает ж.д. модели на отечественную тематику? Часть первая», в которой есть фотографии обложек тех самых номеров). Поэтому здесь открывается большой простор для творчества.

Так, например, по заказу автора данного канала моделистами из проекта «Артель на крыше» по чертежам из данных номеров были созданы на 3Д печати соответствующие строения: пассажирский вокзал, водонапорная башня, будка стрелочника и др., стоявших когда-то на бывшей узкоколейной Рязано-Владимирской железной дороге.

Модель пассажирского вокзала, из первого выпуска приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати
Модель пассажирского вокзала, из первого выпуска приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати

Основным достоинством изготовленных таким способом моделей можно отметить то, что модели со временем не деформируются и не выцветают. Очень хорошо передаётся визуальная трехмерность модели, а пастельные тона, в которые они окрашены, более передают реалистичность и дух эпохи.

Модель водонапорной башни из третьего выпуска приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати
Модель водонапорной башни из третьего выпуска приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати

Как и у любого другого настоящего моделиста, у машиниста Кузи воображение очень развито, поэтому он попросил умельцев из «Артель на крыше», кузницу из пятого номера приложения к журналу «Железнодорожное дело» сделать заброшенной с разваливающимися стенами и крышей.

Модель кузницы из пятого выпуская приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати
Модель кузницы из пятого выпуская приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати

А пакгауз и вовсе выполнен на основе чертежей из второго выпуска приложения к журналу «Железнодорожное дело», но из кирпича и удлинённым свесом крыши, хотя первоначально в этом номере приложения пакгауз демонстрировался коротким и собранным из дерева. На настоящей железной дороге такой пакгауз из кирпича также имел место быть, например пакгауз, стоявший на станции Гусь-Хрустальный на всё той же Рязано-Владимирской железной дороге (на отрезке этой дороги, перешитым на широкую колею). Со стороны, где подходила узкая колея, стоял деревянный пагкауз на семь дверей и удлинённой крышей, сходный с тем, что демонстрировался во втором выпуске приложения к журналу «Железнодорожное дело». В описании пакгауза из второго выпуска также говорилось о том, что приобретая два и более выпуска данного номера можно удлинить свой пакгауз.

Модель пакгауза из второго выпуская приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати в кирпичном исполнении
Модель пакгауза из второго выпуская приложения к журналу «Железнодорожное дело», выполненная на 3Д печати в кирпичном исполнении

И это не весь набор, что мы сейчас Вам показали.

Пока автор данного канала - машинист Кузя, уедет в отпуск отдыхать на море, мы будем выкладывать на канал презентационные ролики каждой из собранной ЗД модели, которую вы также можете заказать для себя.

Поэтому оставайтесь с нами, подписывайтесь. Впереди будут специальные летние выпуски на тему модельных железных дорог!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц