Такой лихой заголовок предпослал своей вчерашней статье в «Нью-Йорк пост» (не путь со всемирно известной «Нью-Йорк таймс»!) её обозреватель обозреватель Стивен Ф. Хейворд — научный сотрудник Института правительственных исследований Калифорнийского университета в Беркли и автор новой биографии «М. Стэнтон Эванс: консервативное остроумие, апостол свободы».
Встреча «Большой семёрки» на этой неделе в Германии напоминала апокрифическую шутку Марка Твена о том, что «история не повторяется, но она рифмуется». Или поменяйте местами, если вам нравится знакомая (и аутентичная) аксиома Сантаяны: «Те, кто не может вспомнить прошлое, обречены на его повторение».
Эту встречу «Большой семёрки» следует признать худшей встречей этой группы со времен её встречи в Японии в 1979 году, которая также состоялась на фоне глобального энергетического кризиса и растущей инфляции. Еще один фактор, который объединяет эти два саммита с разницей в 43 года: американский президент, у которого не все дома.
И встреча 1979 года, и встреча на этой неделе пытались создать картель покупателей нефти для ограничения импорта нефти, но с противоположными целями. В 1979 г. «Большая семёрка» хотела ограничить импорт с Ближнего Востока (попытка сразу провалилась). Сегодня «Большая семёрка» хочет ограничить импорт из России (посредством косвенных средств «потолка цен», равносильного квоте), умоляя Ближний Восток, и особенно доминирующего производителя Саудовскую Аравию, увеличить экспорт нефти на Запад.
Как и в 1979 году, когда другие лидеры «Большой семёрки» были резки на саммите по отношению к президенту Джимми Картеру, на этой неделе француз Эммануэль Макрон попытался мягко вразумить президента Байдена, который, похоже, пытается повторить все политические ошибки Картера. Накануне поездки Байдена в Саудовскую Аравию, чтобы добиться увеличения добычи нефти, Макрон сообщил ему, что саудовцы и другие ведущие производители нефти в Персидском заливе близки к максимальному на сегодняшний день уровню добычи и поэтому не могут помочь Байдену, даже если бы и захотели. .
Советник по национальной безопасности Джейк Салливан вмешался, чтобы избавить Байдена от публичного конфуза, поскольку подтекст совета Макрона заключался в том, что Соединенным Штатам необходимо действовать сообща с европейскими партнёрами, начиная с обращения за помощью к нашим собственным, американским, нефтяным ресурсам.
Следует отметить, что Франция серьезно относится к энергетике, в отличие от соседней Германии, которая сталкивается с реальным риском нехватки природного газа следующей зимой. В отличие от Байдена, правительство Франции не делает демагогических нападок на свои гигантские нефтяные компании и недавно объявило о намерении построить атомные электростанции нового поколения.
Хотя Байден, несомненно, искренен в своем желании, чтобы «Большая семёрка» объединилась в поддержку ужесточения санкций и бойкота российских энергоносителей, он, похоже, не обращает внимания на тот факт, что Европа ищет способ сохранить лицо, чтобы ослабить существующие санкции, которые угрожают нанести ущерб их собственным экономикам больше, чем в России.
Еще одна параллель между позицией Байдена и мрачными годами Картера: у Саудовской Аравии есть веские причины оба раза быть глубоко недовольной Соединенными Штатами. В 1979 году Саудовская Аравия была в ярости из-за того, что Соединенные Штаты бездействовали — даже поощряли — падение шаха в Иране, тем самым отдав Иран радикальным исламистам, которые с тех пор дестабилизируют Ближний Восток.
Саудовская Аравия возмущена тем, что Байден однажды назвал их моральными монстрами, а на следующий день пришел выпрашивать больше нефти по более низкой цене, в то же время возобновляя тщетные переговоры с Ираном, у которых будет только один результат — появление у Ирана ядерного оружия.
Саудовцы всегда строили свою нефтяную политику с учетом собственных интересов Саудовской Аравии и будут делать это снова и теперь, хотя они могут наслаждаться зрелищем очередного глупого американского президента, пресмыкающегося перед ними. Они могут даже тосковать по старым добрым временам Джимми Картера, поскольку иногда кажется, что проект Байдена состоит в том, чтобы заставить Картера выглядеть по сравнению с ним очень даже ничего.
© Перевод с английского Александра Жабского.