2 июля день памяти святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в июне 2008 года, спустя год после исторического воссоединения Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского Патриархата, совершилось общецерковное прославление архиепископа Иоанна (Максимовича) в святительском лике. С тех пор в нашей стране растут любовь и доверие к этому удивительному святому, множится его почитание.
Сегодня, когда глобализация становится синонимом бездуховности, когда мы оказываемся в трудных ситуациях, испытываем всевозможные лишения, нас пленяет необыкновенный образ жизни святителя, на долю которого также пришлось немало испытаний, и поражают чудеса, совершающиеся по его молитвам.
Иоанн-чудотворец стал вселенским светильником веры, благодаря ему многие люди на всех континентах обращаются к Богу.
Из благочестивого малороссийского дворянского рода Максимовичей в эпоху Петра I приобрел известность святитель Иоанн, митрополит Тобольский (1651–1715), просветитель Сибири, организатор первой православной миссии в Китае. После кончины на его могиле происходило множество чудес. Прославлен в лике святых он был в 1916 году.
А еще один будущий святитель Иоанн родился 4 июня 1896 года в имении Адамовка Харьковской губернии. В честь святого Архангела Божия при крещении его назвали Михаилом.
С детства Миша был глубоко религиозен, любил играть «в монастырь», наряжая игрушечных солдат монахами и превращая игрушечные крепости в обители. Он собирал иконы, религиозные и исторические книги. Его жизнь с детства выстраивалась по житиям святых.
Загородное имение Максимовичей, в котором вся семья проводила лето, было расположено в 12 верстах от знаменитого Успенского Святогорского монастыря, где жили по афонскому уставу. Миша часто посещал монастырь. Его впечатляли величественные храмы, высокая «гора Фавор», пещеры, скиты и многочисленное братство, насчитывавшее 600 монахов.
Когда Михаилу исполнилось 11 лет, он поступил в Полтавский кадетский корпус. Здесь он оставался таким же тихим и религиозным. Кадеты часто проходили церемониальным маршем по улицам Полтавы. Этот марш был особенно торжественным в 1909 году – тогда отмечалось 200-летие Полтавской битвы.
Когда кадеты проходили мимо кафедрального собора, Михаил повернулся к нему и... перекрестился. Соученики его долго осмеивали, а начальство наказало. Однако Великий князь Константин Константинович, узнав об этом, заступился за кадета. Наказание было заменено похвальным отзывом с указанием на здравые религиозные чувства мальчика.
И вот кадетский корпус окончен. Миша хотел поступить в Киевскую духовную академию. Но родители настаивали на своем: он должен учиться в Харьковской юридической школе. Послушания ради юноша стал готовиться к карьере юриста, и после окончания университета некоторое время прослужил в харьковском суде.
В Харькове покоились мощи архиепископа Мелетия (Леонтовича; † 1841), тогда еще не прославленного. Это был аскет, который практически никогда не спал, был прозорливцем и предсказал свою кончину. То же самое позже повторилось и в судьбе владыки Иоанна, любившего молиться у гробницы подвижника.
***
После революции семья Михаила Максимовича, которому в ту пору было двадцать пять лет, вынуждена была бежать в Югославию. Несмотря на лишения и тяготы жизни на чужбине, он продолжил учебу теперь уже на богословском факультете Белградского университета. По окончании университета он принял монашество, получив новое имя в честь своего дальнего родственника святителя Иоанна Тобольского.
Спустя четыре года после принятия монашества отец Иоанн был направлен преподавателем и воспитателем в семинарию в город Битоль в Македонии. Днем он занимался с учениками богословием и другими науками, а по ночам обходил спальни и усердно молился за каждого спящего семинариста, осеняя всех по очереди крестным знамением.
Обойдя спальни, он возвращался в свою келью и молился там до самого рассвета. А утром как ни в чем ни бывало отправлялся на занятия. Отец Иоанн никому не рассказывал о своем аскетическом подвиге: он никогда не спал на кровати, лишь иногда кратко задремывал, сидя на стуле или стоя на коленях перед иконами. И до самой своей кончины не отступал от этого правила.
Для семинаристов отец Иоанн очень скоро стал самым любимым преподавателем. Он помогал разрешать их проблемы, ясно и исчерпывающе мог ответить на любой вопрос.
***
В 1934 году его возводят в сан епископа и отправляют служить на другой конец света – в китайский город Шанхай. Здесь тогда проживало много русских. Эти люди так же, как и сам владыка, вынуждены были оставить родину после революции. На чужбине им пришлось несладко – многие из них совсем обнищали.
Владыка Иоанн стал помогать этим несчастным чем только мог: деньгами, продуктами, добрым словом, молитвой. И сам ходил в потрепанной одежде, так как не считал возможным щеголять в обновках, когда люди вокруг бедствуют.
Но были в шанхайских трущобах те, кому приходилось хуже всех, – нищие беспризорные дети. Именно о них владыка Иоанн заботился в первую очередь. По прибытии в Шанхай он сразу же организовал приют во имя Тихона Задонского для сирот и детей нуждающихся родителей (переехав в Америку, владыка и в Сан-Франциско сумел организовать подобный приют – сейчас на его месте храм во имя святителя Тихона Задонского).
Отец Иоанн сам собирал больных и голодающих ребят с улиц и из темных городских закоулков. Денег на содержание воспитанников всё время не хватало. Но зато рядом с ними всегда был владыка Иоанн, любивший приютских детей как своих собственных. А настоящая любовь может творить чудеса даже в самых безвыходных обстоятельствах.
Одна из воспитательниц приюта Мария Александровна Шахматова рассказывала, например, о таком удивительном случае:
«Однажды во время войны нищета приюта достигла таких пределов, что кормить детей было в прямом смысле нечем, а было их тогда в приюте как минимум девяносто человек. Наш персонал негодовал, потому что архиепископ Иоанн продолжал приводить новых детей, некоторые из которых имели родителей, а следовательно, мы были вынуждены кормить еще и чьих-то детей.
Однажды вечером, когда он пришел к нам, изнуренный, обессиленный, замерзший и молчаливый, я не смогла сдержаться и высказала ему всё, что было на душе. Я сказала, что мы, женщины, не можем больше мириться с этим, видеть эти маленькие голодные рты, будучи не в состоянии дать им хоть что-то поесть. Я потеряла контроль над собой и в негодовании повысила голос. Я не только жаловалась, я была полна гнева за то, что он заставлял нас терпеть это. Он грустно посмотрел на меня и спросил: “В чем вы больше всего нуждаетесь?” Я ответила сразу же: “Во всём! На худой конец – в овсянке. Мне нечем кормить детей утром”».
Архиепископ Иоанн поднялся наверх к себе. Затем она услышала, как он молится и бьет поклоны, причем так усердно и громко, что даже соседи стали жаловаться. Ее мучила совесть – в ту ночь она так и не смогла заснуть и задремала только под утро.
Разбудил ее звонок в дверь. Открыв, она увидела незнакомого господина, на вид англичанина, который сообщил, что представляет какую-то зерновую компанию и у них остались лишние запасы овсяной крупы, поэтому он хотел бы узнать, можно ли найти ей применение, ведь здесь, как он слышал, есть дети. И тут же в приют начали вносить мешки с крупой.
А в это время владыка Иоанн как раз спускался по лестнице. Мария Александровна утратила дар речи, когда поймала его укоризненный взгляд. Она хотела упасть и целовать его ноги, но он опять поднялся наверх продолжать молитву, теперь уже благодарственную.
С Божией помощью владыка Иоанн сумел, кроме детского приюта, организовать еще и госпиталь, и дом престарелых, и бесплатную общественную столовую...
***
Вскоре, однако, наступили времена, когда все русские жители Шанхая оказались беззащитными перед лицом новых испытаний.
В Китае разгоралась гражданская война, и оставаться в городе стало очень опасно. Русское население обратилось к международным организациям с просьбой дать им временное пристанище в любой стране. Откликнулись на этот призыв о помощи лишь власти Филиппин. Они предоставили беженцам маленький, почти необитаемый остров Тубабао.
Туда и отправились из Шанхая на нескольких кораблях свыше пяти тысяч русских. Вместе со своей паствой отбыл на остров и владыка Иоанн.
Остров Тубабао был весь покрыт лесными тропическими зарослями. В этих джунглях беженцы расчистили себе место для лагеря. Никакого жилья на острове не было и в помине, поэтому устраиваться пришлось в старых армейских палатках. Но русским людям было не впервой обживать новые места. Из одной большой палатки сделали походную церковь, из другой – госпиталь для больных, из третьей – столовую... А через несколько недель в лагере сыграли первую свадьбу!
Тубабао лежит на пути сезонных тайфунов – страшных ураганов, которые могут разметать в щепки даже деревянный дом. А от жалких русских палаток самый слабый тайфун не оставил бы даже клочьев. Ураганы бушевали над островом очень часто и от этой напасти не было никакого спасения.
Но владыка Иоанн твердо верил, что для Бога ничего невозможного нет. И стал каждую ночь обходить весь лагерь с молитвой. Вот тут-то даже местные жители убедились, что русский епископ – необыкновенный человек. Потому что за все те двадцать семь месяцев, что русские провели на Тубабао, тайфун объявился лишь однажды. Однако и он, приблизившись к острову, изменил свое направление и пронесся стороной, не причинив никому вреда.
Филиппинцы говорили русским: «Пока ваш святой человек каждую ночь обходит лагерь и благословляет его со всех четырех сторон, нечего беспокоиться ни нам, ни вам».
Остров все равно был лишь временным пристанищем для русской колонии. Нужно было искать другое место для поселения, и владыка об этом хлопотал. Он отправился в Вашингтон, где встречался с властями, писал прошения и в итоге добился немыслимого: Конгресс США в ответ на его просьбы изменил закон о въезде эмигрантов в страну. Теперь вся его паства получила возможность перебраться в Соединенные Штаты Америки.
Между прочим, как только русские покинули остров, страшный тайфун разрушил лагерь на Тубабао до основания.
***
Итак, благодаря усилиям и молитвам владыки Иоанна шанхайские беженцы переселились с Тубабао в американский штат Калифорнию. Самого же владыку руководство Русской Зарубежной Церкви направило служить в Париж.
Новый епископ Западно-Европейский быстро завоевал любовь своей паствы. Помимо регулярного участия в службах и здесь, в этой обширной епархии, он помогал бедным, посещал тюрьмы, госпитали, беседовал с больными и заключенными, молился о них. Часто после его молитв выздоравливали даже совсем безнадежные пациенты.
Именно во Франции у владыки Иоанна появилось известное впоследствии прозвание: святой Иоанн Босой. На этот счет существуют разные воспоминания: некоторые духовные чада владыки утверждали, что он ходил по улицам Парижа не босиком, а в сандалиях на босу ногу, что по правилам приличия в то время тоже было весьма вызывающе. Рассказывают, что об этом узнал Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский). В письме владыке Иоанну он просил его носить на улице полагающуюся обувь и не смущать народ.
Прихожане обрадовались и преподнесли владыке Иоанну новые красивые ботинки. Тот поблагодарил и... продолжал ходить как прежде. А принятый дар везде носил с собою, держа ботинки за шнурки.
– Как же так? Почему ты не слушаешься? – попрекнул владыку Иоанна митрополит Анастасий. – Немедленно надень ботинки!
– Вы же писали, чтобы я носил ботинки, но не написали, чтобы я их надел. Вот я и носил их, как мне было удобнее. А теперь, конечно же, надену...
С той поры владыка Иоанн ходил по Парижу только в ботинках.
***
Последние три года своей жизни владыка Иоанн служил в Сан-Франциско. Он предвидел свою кончину. 19 июня/2 июля 1966 года во время архипастырского посещения города Сиэтла с чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной в возрасте 71 года перед этой святыней Русского Зарубежья великий праведник отошел ко Господу.
Но даже смерть святого епископа не лишила людей его чудесной помощи. В тяжелые моменты жизни, когда никакие земные силы не могут помочь беде, многие христиане обращаются к нему с просьбами. И получают помощь, потому что на небесах святитель Иоанн по-прежнему любит всех людей и помогает им так же, как и в земной своей жизни. Об этом свидетельствуют по всему миру тысячи людей, получивших по его молитвам чудесную помощь.
2 июля 1994 года Русская Зарубежная Церковь причислила к лику святых дивного Угодника Божия. Когда вскрыли гробницу, тело святителя Иоанна оказалось нетленным, таким же, каким его похоронили.
Подвигом своего апостольского служения святитель Иоанн вновь доказал, что христианство открывает смысл жизни всем людям и на все времена, и потому только в нем можно находить ответы на все явления и вопросы жизни.
Иоанн чудотворец, исцелявший безнадежных больных, говорил, что бесполезно искать смысл и цель в земной жизни, которая кончается смертью. Надо стремиться усвоить божественную благодатную вечную жизнь, тогда устроится и эта временная, земная.
***
Святитель Иоанн немало говорил о будущем России. В вынужденной эмиграции части русского общества после революции 1917 года святитель видел особый Промысл Божий. Он говорил, что, наказывая русский народ, Господь одновременно указал ему путь спасения, сделав его проповедником православия во всем мире.
«Восстановленная Россия нужна всему миру, от которого отошел дух жизни, и он весь колеблется в страхе как перед землетрясением. Всюду неуверенность, недоверие и бессилие. Говорят о мире, а мира нет, и все готовятся к войне. Стремятся устроить всем жизненное благополучие, а жизнь становится все напряженнее и тяжелее. Ищут новых путей жизни и никогда их не найдут, потому что их нет».
«Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения – России нужно нравственное обновление русского народа». «Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и вся сия приложатся вам”. Россия восстанет, когда полюбит веру и исповедание православия, когда увидит и полюбит православных проповедников и исповедников».
«Россия восстанет, когда поднимет взор свой и увидит, что все святые, в земле Российской просиявшие, живы в Божием Царстве, что в них дух вечной жизни и что нам надо быть с ними и духовно коснуться и приобщиться их вечной жизни. В этом спасение России и всего мира».
Николай Головкин