В XV веке православные Черниговские князья, притесняемые в Литве католиками, попросили защиты у великого князя Ивана III. Защищая православных, великий князь вступил в тяжбу с Европой. Выиграл две войны и в 1503 году вернул Руси территории нынешних Орловской, Брянской, Курской, Белгородской и ныне относящихся к Украине Харьковской, Сумской и Черниговских областей. В итоге Великое княжество Литовское потеряло треть своей территории.
Этой важнейшей, но незаслуженно забытой дате русской истории в декабре 2013-го мы посвятили конференцию под названием «510 лет единства»!
Два политических центра Руси долго соперничали, кому быть собирателем русских земель. Русь Литовская объединяла девять княжеств Юго-Западной Руси после разорения татаро-монголами, эти земли стали легкой добычей литовских князей. Самих литовцев в литовско-русском государстве была всего одна десятая часть. Вера в Литве была православной. Государственный язык — русский. А правитель титуловался как «король литвинов и многих русинов». Граница Руси Московской с Литвой была всего в сотне километров от Москвы, под Калугой. Чтобы что-то понять в сегодняшних русско-украинских отношениях, надо знать эпоху русско-литовских войн. Сегодня Русь так же, как и тогда, поделена между двумя политическими центрами.
Русь Литовская явно доминировала весь XIV век, и при Дмитрии Донском князь Ольгерд в 1368 и 1370 гг. дважды осаждал Москву, но возведенный Дмитрием Донским бело-каменный Кремль выстоял. Казалось бы, Литовско-русское государство, распространившееся от моря Черного до Балтийского, включавшее в себя практически всю территорию нынешней Украины, всей Белоруссии и несколько областей нынешней России, поглотит разрозненные княжества Северо-Восточной Руси. Рязанцы, тверичи, псковичи и новгородцы то и дело поглядывали в сторону Великого княжества Литовского и Русского.
Но Литва изменила православию, в 1385 году заключила союз с Польшей (Кревскую унию) и обратилась в католицизм.
Русские православные князья в Литве восстали против притеснений со стороны окатоличенного литовского панства и стали вместе с землями переходить под руку князя Московского.
Началась длительная эпоха русско-литовских войн.
Правитель Руси Иван III вошел в историю как Великий, его именем названа колокольня в Кремле, ставшая одним из символов России. Конечно, великому князю было легче принимать духовно обоснованные решения, ведь его бояре тогда ни детей, ни счетов на Западе не держали. Могущественная Литва в тот момент состояла с союзе с Крымским ханством и Ливонской конфедерацией, на ней стоял весь Западный католический мир, но великий князь руководствовался не экономическими расчетами, а духовными принципами, и, судя по результату, Бог благословил его защитить православный южно-русский народ.
В 1500 году русскими войсками была одержана победа в битве при Ведроше, которая, по сути, решила исход всей войны. Помню, как бывший президент Украины Ющенко любил рассказывать о битве при Орше в 1514 году как о выдающейся победе украинцев над московитами. Но та битва была, по сути, эпизодом и не повлекла решающих последствий. Отвоеванный нами у Литвы (в том 1514 году) Смоленск остался за Россией. А вот битва при Ведроше — это действительно, как говорится, наш ответ Чемберлену. Именно с того момента Литва стала стремительно ужиматься в размерах, пока не ужалась до сегодняшнего клочка с вымирающим населением на задворках Европы. История Литвы — это урок из прошлого тем, кто сейчас пытается преследовать православие на территории нынешней Украины.
Мало кто знает, но именно вследствие битвы при Ведроше территория Харьковской области попала в Россию по Благовещенскому договору (1503), который подвел итог сто-летнему спору между Русью Литовской и Русью Московской.
В целом за сорок три года блестящего правления (1462–1505) великий князь Иван III увеличил территорию России в шесть раз, а Москва обрела свою историческую вселенскую миссию Третьего Рима!
Народ Израиля попал в египетское рабство, когда стал забывать благодеяния праведного Иосифа. Ведь пока о человеке сохраняется благодарная память в памяти потомков, он жив в сознании помнящих. Поэтому самое горькое — когда воспоминание о человеке умирает и образ его окончательно тускнеет. Подражая египетским обычаям, забывая собственные, новое поколение израильтян не стремилось следовать, подражать праведности Иосифа, оно духовно деградировало, измельчало, и в итоге было порабощено на четыреста лет.
В русском языке выражение «выйти из Египта» обозначает освободиться не только физически, но, что наиболее важно, вывести свое сознание из рабства духовного. Поэтому мы вспоминаем своих предков и великих строителей России. И деяния создателя русской государственности, великого князя Ивана III, растоптавшего ханскую басму, создавшего из разрозненных княжеств единое государство. Для нас же особенно актуальным является то, что он успешно решил «украинский вопрос». Умерил аппетиты Литвы, передвинул литовскую границу из-под Москвы на тысячу километров западнее, до Киева. Вспоминая всю эту историю, мы выводим свое сознание из рабства.
Виктор Воробьев, автор скульптурной многофигурной композиции, посвященной Ивану III, Ивана Великого называет не иначе как Русским Моисеем, выведшим русский народ из рабства. Он считает главным упущением нашей «массовой истории» забвение огромной роли Ивана III Великого — создателя Московской Руси, объединителя русских земель и первого русского самодержца. До сих пор в Москве нет ни одного памятника основателю Государства Российского.
В третью Русско-литовскую войну в 1508 году на сторону Москвы перешли обрусевшие потомки Мамая — князья Глинские. Елена Глинская вышла замуж за великого князя Василия Иоанновича, родила ему сына Иоанна Васильевича, который войдет в историю как Иван Грозный. В его правление начнется освоение южнорусских окраин, земель Дикого поля, Северщины и Слобожанщины. На территории нынешних Харьковской, Сумской и Черниговских областей в 1571 году будет организована станичная и сторожевая служба. Благодаря этому в 1572 году будет одержана блестящая победа над татарским ханством в битве на Молодях.
После второй Русско-литовской войны (1500–1503) стало очевидно: центром собирания русских земель стала Москва.
Южнорусский народ, который еще оставался под властью Польши и Литвы, еще 150 лет боролся за свое освобождение. Неудачей закончились многие восстания. В результате одного из них в 1638 году на территории Русского царства запорожскими казаками, вышедшими из Польши, был основан мой родной город Чугуев. И лишь после ряда попыток Богдану Хмельницкому удалось вырвать из польского гнета территорию нынешней центральной Украины, значительную часть малороссов.
В орбиту украинского проекта Харьков вошел по воле Ленина в 1922 году.
В годы «незалэжности» на Ленинском наследии стахановскими методами возводилась украинская надстройка. Но Ленинское наследие рушится со всеми надстройками. И теперь будущее — за русским проектом!
Символично, что в построенном Иваном III Успенском соборе московского Кремля есть икона «Отечество». Отечество — это наша тысячелетняя Святая Русь, обращенная к своей еще нереализованной миссии. Ведь богословы знают, что Бог исходит из будущего, формируя наше настоящее и прошлое.
В общем, подтянув теоретическую базу на проведенной зимой исторической конференции, мы знали, что надо делать в сходных исторических условиях.
1 марта 2014 года в Харькове состоялась наша Куликовская битва. Вспомним, что и после Куликовской битвы Русь еще столетие оставалась под игом, но память о Мамаевом побоище питала русское самосознание и укрепила волю к сопротивлению. Тогда и русским князьям литовского происхождения, участвовавшим в этой битве на стороне князя Дмитрия, впервые стало очевидно, что отныне Москве быть собирателем русских земель. Сейчас ход истории заметно ускорился, и очевидно, что столетия нам ждать не придется. «Тяжкий млат» цивилизационного вызова, дробя стекло безыдейности, кует булат будущей государственной идеи.
Необратимо сдвинулись границы Украины, сдвинулась тектоническая цивилизационная плита, и расчлененный русский богатырь, спавший вековым сном, зашевелился и с невероятным усилием стал собирать свои члены.
Первая неделя Русской весны в Харькове прошла в ожидании русских танков, все прислушивались, нет ли характерного гула. Бандеровцы, тайные и явные, сидели на чемоданах, но иногда делали вылазки. Город полнился слухами. Многие видели танки то там, то сям, но неизменно у границы с Харьковской областью.
Мы поставили агитпост возле метро «Университет».
Говорю соратнику Юрию Михайловичу Апухтину: «Надо бы ее охранять».
— Да что ты, Сережа, все в порядке, в городе везде наши, и милиции полно, там и женщины могут постоять.
Решили все же поставить охрану.
Поставили столик для раздачи агитки, установили флаг, я сделал несколько снимков пикета и пошел в редакцию. Только зашел в офис, врываются наши активисты, кричат: «Там драка! Мы бандерлогу нос сломали! Он кинулся, хотел флаг со Спасом поломать!»
Еще несколько бандеровцев были на подхвате, но получив отпор, отступили.
5 марта мы прошлись к российскому Генеральному консульству, напомнили, что город в наших руках и требуется, чтобы хоть один танк пересек границу. Тогда мы танк возьмем на руки, отнесем на постамент в центре города, и на этом борьба за Харьков закончится.
Возле консульства мы кричали в противовес укрофашистской речовке: «Бандера придет — порядок наведет!» — свою: «Путин придёт — порядок наведет!»
8 марта мы провели еще один митинг. Причем обстановка в наших стройных рядах уже была таковой, что митинга могло быть два, так как в соратниках наметился раскол. Я уговаривал стороны выступить единым фронтом и не позориться на весь мир. По итогу решили делать один митинг.
Думаю, мои усилия по консолидации актива были замечены не только соратниками, но и в СБУ, где решили поработать над моей нейтрализацией. Тем более в своем выступлении на митинге я подчеркнул важность сохранения единства перед общим врагом, напомнив причину поражения русских князей в битве на Калке.
Изначально наша структура «Антифашистского форума» была сетецентричной, чтобы СБУ не обезглавило движение, убрав явного лидера. Но, когда пришло время брать власть, отсутствие жесткой структуры и избыток демократизма стал работать против нас.
Появились лидеры, которые до этого, как говорится, на русском фронте годами воду не носили и кашу не варили, но уже на что-то претендовали. Юрий Михайлович Апухтин, председатель организации «Великая Русь», работавший на общественном поприще многие годы и один из тех, с кем мы изначально создали в Харькове Антифашистский форум, опасался, что внезапно нарисовавшийся на общественном фронте активист Егор Логвинов — провокатор и своим выступлением преждевременно подведет нас под маховик репрессий.
Действительно, Логвинов на митинге пытался перехватить инициативу, и Апухтин просил меня закруглить его чрезмерно горячее выступление. Когда я это сделал и сам взял слово, сторонники Логвинова попытались вырвать у меня микрофон, но атака была отбита.
После митинга, когда люди расходились, на проспекте Ленина наших активистов обстреляли из травматического оружия.
10 марта мы встретили в Харькове известного боксера-тяжеловеса, будущего киевского мэра Виталия Кличко. Я переусердствовал и задал ему слишком сложный Евангельский вопрос: «Стоит ли весь мир приобрести, а душе своей навредить?» Он завис.
Вдогонку я спросил: «Знает ли он о том, что благими намерениями умощена дорога в ад?»
Понятно, что смысла задавать ему эти вопросы не было, но все ж для очистки совести надо было соблюсти эту формальность. Я как-то читал, что Бог без предупреждения человека не наказывает.
Наши громко кричали: «Позор Кличко!» — и по итогу закидали именитого боксера яйцами.
(КАК ХАРЬКОВ ВСТРЕТИЛ КЛИЧКО 10 МАРТА 2014
https://www.youtube.com/watch?v=BDxJVWB-J2I&t=32s)
Еду домой, встречаю в лифте соседа, он говорит.
— Видел твое фото, ты на съезде с Гепой, Допой (мэром Харькова Геннадием Кернесом, губернатором Михаилом Добкиным) и байкерами стоишь. Ты с этими бандитами, регионалами, заодно? На них же клейма негде ставить!
— Во многом согласен, это временные попутчики, но что мне делать? Мой дед по матери, уральский казак Буторин Максим Георгиевич, был призван на войну летом 1941-го и, будучи простым пехотинцем, пешком до Берлина дошел. Если я не буду действовать, я его предам. У тебя еще вопросы есть?
Вопросов у него больше не было.
КНИГУ МОИСЕЕВА С.В. «ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ» МОЖНО ПРИОБРЕСТИ
В печатном варианте через Лабиринт.ру
https://www.labirint.ru/books/726273/
В электронном виде на ЛитРес:
https://www.litres.ru/sergey-moiseev/perehod-cherez-propast/