Найти тему
МИР (Море История Россия)

Полк «Платов». Где правда, а где вымысел?

Выскажу достаточно парадоксальную точку зрения о том, что, и те, кто возвеличивает изменников Родины, и те, кто кричит: «Мы никогда не простим, у этого преступления нет срока давности!» поступают одинаково глупо (или сознательно вредят стране).

С одной стороны, нужно четко понимать, что никогда никакой иностранный дядя не принесет блага стране, а потому, идти ему на службу, для того, чтобы убивать своих соседей, граждан своей же страны… Извините, но нормальный человек, по своей воле, на это идти не должен. Возвеличивать эмигрантов, которые пришли с оккупантами, извините, но это тоже удел … (не очень нормальных людей).

Не очень адекватными выглядят и люди, призывающие к ненависти к изменникам. Простите, к кому? Тех людей уже давно нет на белом свете (а, если и есть, то это дряхлые старики). Смысл? Это как ненависть к коммунистическому прошлому. Люди, уймитесь, нет уже тех «коммуняк», с которыми боролись нацисты. Бороться со своим прошлым, означает уничтожать историю (Да, кое-кому, это удобно, чтобы оголтелая толпа снова наступила на старые грабли нацизма).

Справедливости ради следует отметить, что и свое правительство, поставившее страну в сложное положение, ведущее политику, идущую вразрез с интересами большинства населения страны, тоже уважения (и поддержки) не заслуживает. Но…

Давайте еще раз. Прошло уже много лет. Кому мы собрались «не прощать?». Бороться нужно с причиной, а не со следствием. Как говорил мой прадед, заставший антиалкогольную компанию: «Бороться нужно не с пьянством, а с причинами, его порождающими». Так и здесь.

Сейчас практически не осталось участников тех событий. Ненависть просто разъединяет и разъедает общество. Пора просто спокойно проанализировать события. Да, были люди, которые действовали заодно с противником. Да были люди, изменившие Родине, но нужно видеть суть явления, и понимать, кто создал такие условия, и кто управлял «процессом».

Не нужно становиться в позицию обиженного ребенка, и пинать бревно, о которое мы когда-то споткнулись (себе же больнее будет). Нужно понимать, кто, и зачем бросил это бревно на дороге, и, как не споткнуться об него в следующий раз.

Простейший пример неадекватной реакции: мемориал на месте лагеря в бывшем совхозе «Красный» в Крыму, вместо того, чтобы говорить о преступлениях нацистов, о тех, кто организовал лагерь, о самой порочности идеи нацизма, экскурсовод, все время твердил о пособниках нацистов, рассказывая о той небольшой кучке отщепенцев, который прислуживали оккупантам. ЗАЧЕМ?

Та же ситуация с казаками. Вместо того, чтобы показать реальный механизм формирования казачьих частей Вермахта, показать реальные механизмы, заставлявшие одну часть населения воевать против своих же соседей, одни авторы воспевают пособников нацизма, а, другая часть призывает ненавидеть изменников. Все это, в конечном итоге, приводит к войне «тупоконечников» с «отроконечниками», отвлекая людей от объективного и адекватного анализа ситуации и конкретных действий.

Смотрим реальную историю, вполне конкретного полка. Фактически, это обычное формирование, СОЗДАННОЕ ВЕРМАХТОМ из ПЛЕННЫХ казаков. Я умышлено выделил эту фразу и слово «пленных». Подразделение, действительно создавалось целенаправленно и именно из пленных. Все эти сказки про стихийную инициативу казаков – игры зарубежных пропагандистов.

Легенда такова:

«Казачий полк 17-й ПА « Имени Атамана Платова», майора Томсена, 1,5 тыс. чел. Сформирован 16.06.1942г. штабом 17 ПА из казачьего дивизиона, 49-й, и 44-й корпусных сотен, 5-го Симферопольского и Краснодарского эскадронов, всего 8 эскадронов, 1,9 тыс. чел.».

И, еще:

«Казачий дивизион «Э. Томсен», затем полк, 17-й ПА, сформирован 5 мая 1942г. в Горловке как дивизион из 2-х сотен, переформированный 13 июня 1942г. в полк имени атамана Платова в г.Майкопе, (1942 человека, 14 миномётов, 10 орудий). Действовал на Северном Кавказе, оборонял Кубанское предполье. В 1943г. в Крыму (1530 чел.), в составе казачьего вербанда «Феодосия» боролся с партизанами, передан на формирование 1-й казачьей дивизии вермахта, затем войск СС».

Реальность выглядит иначе. По немецким документам получается так:

В составе 17-й армии, за счет резерва, прибывающего в 457-й батальон пополнения (Ersatz Bataillon 457) лейтенантом Круг, был сформирован «рамочный» персонал, для создания охранного полубатальона (абтайлунга) при штабе тылового района 550. Укомплектование планировали выполнить за счет добровольцев, но таковых в нужном количестве не сыскалось.

Для укомплектования этого подразделения, командование 17-й армии обратилось к командованию Легионных лагерей, и, выяснилось, что в легионных лагерях Хорол и Лубны собраны 1947 пленных казаков.

25 июля 1942 года (дата создания указана 25 июня, исправлена на 25 июля 1942 года) был сформирован пятиэскадронный полк (штаб и 5 сабельных эскадронов), численностью около тысячи человек. Обоз и лошади укомплектованы за счет трофеев 17-й армии. Эскадроны по 184 человека (150 сабельников, 25 человек младший комсостав, 9 офицеров). Рамочный (немецкий) персонал на 35 % был укомплектован за счет 17-й армии (Корюк 550), на 65% за счет 457-го запасного батальона. Командир – майор Томсен (1893 года рождания), призван из запаса в звании гауптмана, звание майора присвоено в сентябре 1941 года. Все, точка. Никогда в этом полку не было 2 тысячи человек. «Добровольцев со стороны» в нем тоже не было. Это чисто охранное подразделение, сформированное из пленных. Все «боевые» заслуги, которые описаны в многочисленных статьях – не более, чем эпос.

Идиллическая картинка немецкой пропаганды.
Идиллическая картинка немецкой пропаганды.

Численность батальона до декабря 1942 года не менялась. По состоянию на декабрь:

По состоянию на 1 декабря 1942 года в полку числится 1050 казаков, (правда, не все они были казаками):

-401 кубанский казак

-337 донских

-177 терских

-уральских 64

-украинцев 17

-татар 2

-азиатов 10

-сибиряков 14

-русских 20

-кавказцев 8

-3

В документах четко указывается «бывшие пленные». (Стада добровольцев-казаков с дедовскими шашками как-то не наблюдается).

И.С.Дробязко пишет: «Насколько хорошо выполнял он свою задачу, свидетельствует телеграфное сообщение командования группы Ветцеля (5-й армейский корпус) в штаб 17-й армии, в котором указывалось на то, что «румынские регулярные войска не в состоянии заменить казачий полк в районе действий группы» и «охрана аэродрома от покушений противника может быть гарантирована лишь подходом немецких резервов».

Меня немного покоробило это восхваление, тем более, что 24.02.1943 в документах группы армий указывалось, что полк задействован для борьбы с бандами, ограниченное применение невозможно, командиром принимаются меры к сохранению персонала, и материальных ценностей». В чем дело?

Все дело в том, что, началось отступление, и (естественно) кое-кому удалось бежать. В марте 1943 года в составе полка числится 2 офицера, зондерфюрер, 20 унтеров, 19 рядовых и… всего 354 казака. Потом он был пополнен, и в мае 1943г. в его составе числится уже 818 казаков. Ну, а, потом полк отправился в Милау, чтобы стать «дивизией фон Панвица».

-4

Так что, увы, ни 2 тысяч казаков, ни артбатареи, ни эскадрона тяжелого вооружения в нем не было, это псевдоказачий фольклор.

Смотрим дальше?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц