Настало время сказать о Гоголь-центре.
Не ходила, и жила бы в Москве скорее всего сходила бы разок на Юлию Ауг "живьём" посмотреть. Но не более того.
Я не хожу в театры. Была в Большом, смотреть было больно, не то канифоли больше нет в стране, не то балеринам не жалко поп, но смотреть было страшно и больно, они падали чаще, чем я на гололёде у нашего подъезда на проезде Доброхотова в Ярославле, не то это модное веяние европейских театров докатилось и до Большого.
Не хожу в театры во Франции. Была как-то давненько, театр TNT. Моднючий, типа Гоголь-центра в Москве.
Когда актёр развернулся к публике, снял штаны и начал в зал художественно пукать, я ушла. Уж простите, нет во мне художественного вкуса.
Я бы с удовольствием сходила на спектакль, рассказывающий о трагедии французских Жёлтых Жилетов, о современном Французском обществе. Но кто ж такое даст поставить в Европе? В Европе сейчас нужно ставить пьесы о деспотизме путина и дикости африканских народов, свободе ЛГБ общества и нарушении прав человека в Колумбии. О нарушении прав человека во Франции в самой Франции вам никто денег на постановку не даст. Да ещё сгнобят по полной программе везде.
Но Франция считается демократичной страной. Спектакли тут как бы отражают принципы Франции, провозглашенные с эпохи революции, памятную дату которой мы будем все радостно праздновать завтра. Во Франции такой культурный центр как Гоголь-центр невозможен. А деньги - такие же налоги, таких же налогоплательщиков. Абсолютно. Попой разговаривать можно, а о Жилетах говорить со сцены - нельзя.
А в Москве можно было.
Но тут одна проблема.
Нельзя девушке долго хаять дяденьку, который девушку кормит. Тут общее правило. Франция театры кормит, и они танцуют, что им скажет Франция. Кто девушку кормит, тот девушку и танцует, как ему угодно.
А если девушку кормят, а она хамит и не даётся, дядя и по морде дать может и больше кормить не будет.
Вот французские театры это очень хорошо знают. И просто делают, что велено.
А в России просто дядя перестал кормить девушку.
Но это значит, что девушка сама пошла работать и кормить себя. Обращаю ваше внимание, я была в авангарде защиты прав Серебренникова, когда его арестовали. Не путайте моё отношение к искусству и права человека.
Гоголь-центру нужно искать самому аренду, артистам, раз они такие свободолюбивые, можно ради искусства поволонтерить, продумать логистику, маркетинг театра, и жить за свой счёт. Я не считаю французское правительство демократичным и ни одной копейки на свои художественные проекты у Франции я не беру! Так может и Гоголь-центру настало время быть поразборчивее? Или деньги не пахнут? Можно продолжать жить на кровавые, российские, как они пытаются донести до публики, деньги. Масса серьезнейших ассоциаций существует за свой счёт. Например, Красный Крест. Мы работаем бесплатно, да еще и взносы платим, чтобы нам разрешали людей спасать. Бабули, которые всю жизнь платили налоги государству, завещают имущество Красному Кресту. Можно и Гоголь-центру развернуться, влиять на мнение людей, создавать среду. Почему это нужно делать только за миллионы и только за бюджетные деньги? Можно все тоже самое и бесплатно. Важна же идея, а не миллионы!
Во Франции, правда, на конкурсах и фестивалях Серебренников даже минимум публики не собрал, но это ж французы, что они вообще понимают в искасстве. А русская публика она же более революционная. Она же так поддерживает!
И никто тогда никаких претензий предъявлять не будет. И будет не закрыть. Нет бюджетных денег, нет и вопросов.
А если вы деньги от государства берете, и приличные деньги, если помещение занимаете, ну какие претензии могут быть, что больше на денег на вас нет? Во время развода бывший отобрал квартиру и зарплату больше не отдаёт. Примерно так. Привлекайте людей со стороны, которым вы интересны. Не сидите на шее у тирана, это не прилично, рубить сук на котором сидишь, хаять сук, которые тебя кормят. Меценатство в России не запрещено, у артистов много богатых друзей, которые ходят с ними на тусовки, почему бы не получить финансирование от них. Совершенно не обязательно лежать ярмом на плечах налогоплательщиков, большинство из которых никода не только Гоголь-Центр не посетят, но и Москвы не увидят. Не нужно потомкам великого Дягелева обьяснять, что искусство всегда может себя прокормить. Нужно просто захотеть. И найти то, что интересно зрителю, а не то, что хочется ему показывать.
Это же не только театров касается.
Напишите вы сейчас гениальнейшее произведение о России без русофобии, его никто не даст распространять. Бездарнейшие и с точки зрения искусства и с точки зрения исполнения песни и танцы занимают призовые места, если они соответствуют политической коньюнктуре. Посмотрите на Евровидение, Олимпийских Игры, Маккабиаду, а ведь это еврейские олимпийские игры, но даже там одна политика.
Когда мне вручали медаль Достоевского, один из представителей Союза Писателей сказал мне: Александра Викторовна, вы талантливый писатель, если вы напишете что-то немного русофобское, вы получите Нобелевскую премию.
А вы говорите Гоголь-центр.