Имя Константина Сергеевича Станиславского в театральном мире известно всем и каждому. Трудно переоценить вклад великого актера, педагога, режиссера в мировое искусство. Его знаменитая система обучения актерскому мастерству легла в основу науки о театре. Это основа основ данной профессии, не овладев которой, невозможно претендовать на какое-либо значимое место в истории театра или кино. Детально система описана в книгах Станиславского “Работа актера над собой” и “Моя жизнь в искусстве”, и эти пособия просто обязаны прочесть люди, мечтающие найти себя в актерстве.
Система Станиславского далека от заумного теоретизирования. Она построена на его личном опыте. Собственно говоря, Станиславский начал создавать систему обучения актерскому мастерству еще в те годы, когда он больше был известен как актер, нежели в качестве режиссера. Он добивался максимального правдоподобия в своих образах, старался не играть, а жить своей ролью, существовать в своем персонаже. Впоследствии Станиславский доработал систему, довел ее до совершенства. Последнее безусловно доказывает тот факт, что система Станиславского продолжает оставаться самой известной обучающей актерской системой и по сей день. Причем, во всем мире. А если мы рассмотрим самые известные и популярные современные системы обучения актеров, то увидим, что в основе многих из них лежит опять-таки система Станиславского.
В чем же ее суть? Система базируется на “трех китах” — трех технологиях игры актера. Первую можно обозначить как ремесло. Ее задача — передать некие данные, особую информацию от исполнителя к публике. Это достигается при помощи определенного набора приемов и штампов, которые легко распознаются зрителем. Вторая технология — это представление. На репетициях исполнитель роли “переживает” нужную эмоцию, а впоследствии воспроизводит ее на спектаклях. И третий “кит” - переживание, когда актер по-настоящему проживает чувства, эмоции, переживания своего героя.
Но по-настоящему революционными, перевернувшими само представление о театре, стали несколько принципов, заложенных в основу системы. Именно благодаря им современный театр таков, какой есть. Итак, перечислим их:
1. Сценическая правда — предмет веры актера, когда вся его сущность окончательно и бесповоротно верит в, собственно говоря, вымысел, обманку, иллюзию. Не будет этой веры, и зритель будет воспринимать происходящее на сцене, как огромную фальшь. Сценическую правду называют также художественной.
2. Работа с обстоятельствами. Каковы обстоятельства и обстановка — таково и поведение, и образ мыслей героя. Актер, в первую очередь, обязан думать не об эмоциях своего персонажа, а о том, какие события эти эмоции вызвали. Если об обстоятельствах ничего не сказано, исполнитель роли должен сам додумать их и ощутить себя внутри. Станиславский выделял три круга обстоятельств: большой (социальные, исторические, политические обстоятельства), средний (детали биографии героя, его положение и статус в обществе, семья и т.д.), малый (события, происходящие с героем в настоящее время).
3. Принцип “Здесь и сейчас”. Сколько бы десятков, сотен, тысяч раз не сыграл актер свою роль, каждый раз он должен играть ее как впервые, заново переживая все чувства и эмоции персонажа. Роль не должна становиться рутиной.
4. Актерское саморазвитие. Его Станиславский считал ключевым в становлении артистов. По его мнению, актеры должны постоянно работать над собой, улучшать имеющиеся навыки, добиваться освоения новых, доводить их до совершенства, ежедневно узнавать что-то новое.
5. Взаимодействие с партнером по сцене. Под этим понимается достижение такого единства с партнерами по сцене, чтобы они в буквальном смысле могли чувствовать друг друга, предугадывать действия на сцене, импровизировать и поддержать импровизацию, если понадобится. Это особая связь, которая возникает между актерами и помогает им достичь полной гармонии в игре.