Среди детей с неврологическими отклонениями инвалидность – обычное дело.
Часто болезнь настолько прогрессирует, что человек утрачивает способность не только к самообслуживанию, но и к самоидентификации. Во многих случаях о трудоспособности речь вообще не идет. Если пустить болезнь на самотек или лечить неправильно, то со временем ребенок может
-Потерять способность двигаться
-Приобрести хронические болевые ощущения
-Стать обладателем серьезных когнитивных нарушений
Нейрореабилитация – это всесторонний комплексный подход к решению указанных проблем.
То есть, она призвана восстановить утраченные функции человеческого тела настолько, насколько это возможно в том или ином случае.
Нейрореабилитация включает в себя:
-Физиотерапию, реабилитацию мозжечка (развитие координации движений)
-Занятия с нейропсихилогом, дефектологом и логопедом
-Прием лекарственных препаратов
Как я говорила в предыдущих статьях, так же важны и:
-особая диета (статья Токсины и аутизм)
-экологичный образ жизни
-восстановление работы систем организма (я об это рассказывала в статье о Метиляции)
-восполнение дефицита питательных веществ в организме
Существует множество мифов о нейрореабилитации. Вот самые распространенные заблуждения об этом необходимом для инвалидов комплексе мер:
Миф 1
Нервные клетки не восстанавливаются.
Так обычно говорят люди, которые даже не задумываются о смысле сказанного.
Возможно, вы удивитесь, но это неправда!
Существует особая операция – шунтирование артерий головного мозга, способная восстановить нормальное кровоснабжение данного органа. С ее помощью лечат, например, гидроцефалию. На месте исчезнувших клеток мозга спустя полтора месяца после операции «нарастают» новые.
Миф 2
Заниматься с ребенком до года не имеет смысла.
С ребенком, отстающим в развитии, обязательно нужно заниматься, пусть даже ему всего пол года. Как раз до года ребенок развивается невероятными темпами. До 3 лет формируется основная масса головного мозга.
Если вы будете сидеть и ждать, пока ему исполнится 12 месяцев, вы можете упустить драгоценное время. С младенцем обязательно нужно проводить как физические, так и психологические занятия. Важно догонять своих сверстников.
Ведь ребенок до года знает гораздо меньше, чем годовалый, а годовалый – меньше, чем двухлетний. Вот и подумайте, в каком возрасте легче наверстывать упущенное.
Миф 3
После 6 лет уже поздно восстанавливаться.
Конечно, проще всего сказать, что время уже упущено и ничего не делать.
В возрасте от 0 до 4 лет у ребенка формируются навыки крупной и мелкой моторики, область зрения и чувств. Но область речи формируется аж до 10 лет и есть вероятность догнать сверстников, если будут комплексные занятия, поддержка родителей и специалистов.
Кроме того, не стоит забывать о том, что, проводя нейрореабилитацию, вы облегчаете жизнь не только своему ребенку, но и самому себе, членам своей семьи
Согласитесь, с сидячим больным легче сосуществовать, чем с лежачим, а с ходячим проще, чем с сидячим.
Обучая ребенка-инвалида, можно наладить с ним контакт. И он будет сигнализировать вам о своих приступах или сообщать о насущных потребностях.
Кстати, нейрореабилитация может помочь даже пожилым людям восстановить утраченные навыки после инсультов и других неприятностей.
Миф 4
Если есть нарушения речевого центра, то о речи можно забыть.
И это утверждение неверно!
Человеческий мозг – удивительный орган.
Мало того, что на месте погибших нейронов могут вырасти новые, так еще и любой участок с соответствующими свойствами способен заместить пораженную зону.
К примеру, даже если удалить левое полушарие мозга, то со временем оставшееся правое сможет принять на себя те функции, за которые отвечала удаленная часть.
Вот почему не нужно опускать руки, если у ребенка нарушен речевой центр.
Это вовсе не значит, что он обречен на вечное молчание.
Миф 5
Не стоит проводить нейрореабилитацию больных эпилепсией.
Этим людям также может помочь грамотно выстроенный комплекс восстановительных мероприятий. Главное – направлять деятельность нейронов, поглощенных эпилептическим припадком, в нужное русло.
Нейрореабилитация эпилептиков – это регулярное переключение нейронов на их непосредственные обязанности. В итоге они привыкают делать то, что им и положено делать. При этом интенсивность и количество приступов будет снижаться.
Миф 6
Ноотропы необходимы любому ребенку с неврологическими отклонениями.
Вопрос спорный.
Смотря какие и смотря когда.
Ежедневно поглощая химические препараты с внушительным списком побочных эффектов, больной ребенок лишь еще сильнее зашлаковывает свой и без того напичканный токсинами организм.
Если вы даете данные лекарства в патологическом состоянии, они усиливают нейронную связь. А нужно ли усиливать связь между поврежденными клетками?!
Ведь, возможно, таким образом лишь увеличивается нездоровое возбуждение головного мозга.
Миф 7
То, что отработано, регулярно повторять не нужно.
Увы, это не так.
Задача нейрореабилитации (например, АБА-терапии) – ввести в обиход больного те или иные навыки, сделать их частью его жизни. То есть, пока человек, страдающий неврологическим отклонением, не стал свободно применять какое-то действие в своей повседневной жизни, его нельзя считать отработанным. Потому что мозг будет экономить свои силы и отключать то, что редко используется.
Вот почему иностранные языки быстро забываются вне языковой среды, без регулярной практики. И удивительным образом выученные когда-то слова и выражения всплывают в памяти, стоит только начать использовать эти знания в жизни.
Спасибо, что дочитали!
Буду благодарна за лайки и ваши вопросы или комментарии.
Подписывайтесь на канал, он не только о здоровье наших детей, но и взрослых.