Поговорим сегодня об особенных тканях, которые выпускались в Москве, в начале 1920-х годов. Новый мир, который строился после революции и гражданской войны, требовал новой одежды и... и того, из чего её можно было шить!
В 1922 заработала Первая ситценабивная фабрика. Соответственно, нужны были рисунки для тканей, новые и качественные. Вот тут-то художницы-авангардистки Любовь Попова и Варвара Степанова и пришли работать на фабрику. Они, оставив живопись, стали текстильными проектировщицами и начали разрабатывать принты для тканей. За короткое время, меньше двух лет, они создали множество эскизов, часть которых пошла в производство. Степанова разработала сто эскизов, двадцать из которых были напечатаны, ну а Попова - ещё больше.
Штапели, ситцы, байки, крепдешины и прочие материи украсились рисунками с чётко очерченными контурами, абстрактными формами, беспредметными орнаментами. Отталкиваясь от авангардного искусства, наши героини отказались от изобразительных рисунков, и работали только с геометрическими формами. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и два-три, иногда четыре цвета... А вот свободно нарисованных рукой криволинейных узоров почти и не было.
Конечно, это вам не привычные "цветочки"! Такие орнаменты казались поначалу непривычными, а многие считали их вообще неподходящими для женской одежды. У кого-то они вызывали восторг, кто-то, наоборот, критиковал. Тем не менее, ткани с новыми рисунками имели настолько большой успех, что летом 1924, во время "Съезда народов" в Москве, их раскупили "до аршина".
Сегодня, имея за плечами весь XX век, мы, наверное, уже и не в состоянии представить себе просто ошеломляющую для тех лет необычность рисунков...
Впоследствии о Поповой писали: "Дни и ночи просиживала она над рисунками для ситца, стараясь в едином творческом акте сочетать требования экономики, законы внешнего оформления и таинственный вкус тульской крестьянки. Никакие комплименты и льстивые предложения не могли ее соблазнить. Она категорически отказывалась от всякой работы на выставку, на музей. "Угадать" ситчик было для нее несравненно привлекательней, чем "угодить" эстетствующим господам от чистого искусства".
А сама она говорила: "Никогда ещё не испытывала я такого удовлетворения, как при виде деревенской бабы, покупающей кусок моей материи".
Искусствовед Яков Александрович Тугенхольд писал: "Этой весной женщины Москвы – не нэпманки, но работницы, кухарки, служащие поприоделись. Вместо прежних мещанских цветочков замелькали на тканях новые неожиданно крупные и броские узоры. Л. Попова пробила брешь в той китайской стене, которая существовала между промышленностью и искусством".
Надо отметить, что Попова, работая над рисунком, уже видела, как он будет смотреться на реальной одежде. Так что ко многим эскизам рисунков тканей прилагала и эскизы костюмов из них. Среди них были наряды на любой вкус - предназначенные какой-нибудь скромной учительнице или, наоборот, менее скромной артистке.
Кстати, мы можем посмотреть на платье из такой материи... На киноэкране! В фильме "Папиросница от Моссельпрома" (1924) на одной из героинь платье из ткани с орнаментом Варвары Степановой. Новый мир на фоне старого!
Увы, Попова рано уйдёт из жизни, а Степанова недолго задержится на фабрике. Но, по сути, это и была первая советская мода.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!