Найти тему
История моды с Марьяной С.

Как художницы перенесли "авангард" с живописного холста на ситчики

Поговорим сегодня об особенных тканях, которые выпускались в Москве, в начале 1920-х годов. Новый мир, который строился после революции и гражданской войны, требовал новой одежды и... и того, из чего её можно было шить!

Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

В 1922 заработала Первая ситценабивная фабрика. Соответственно, нужны были рисунки для тканей, новые и качественные. Вот тут-то художницы-авангардистки Любовь Попова и Варвара Степанова и пришли работать на фабрику. Они, оставив живопись, стали текстильными проектировщицами и начали разрабатывать принты для тканей. За короткое время, меньше двух лет, они создали множество эскизов, часть которых пошла в производство. Степанова разработала сто эскизов, двадцать из которых были напечатаны, ну а Попова - ещё больше.

Штапели, ситцы, байки, крепдешины и прочие материи украсились рисунками с чётко очерченными контурами, абстрактными формами, беспредметными орнаментами. Отталкиваясь от авангардного искусства, наши героини отказались от изобразительных рисунков, и работали только с геометрическими формами. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и два-три, иногда четыре цвета... А вот свободно нарисованных рукой криволинейных узоров почти и не было.

Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Конечно, это вам не привычные "цветочки"! Такие орнаменты казались поначалу непривычными, а многие считали их вообще неподходящими для женской одежды. У кого-то они вызывали восторг, кто-то, наоборот, критиковал. Тем не менее, ткани с новыми рисунками имели настолько большой успех, что летом 1924, во время "Съезда народов" в Москве, их раскупили "до аршина".

Сегодня, имея за плечами весь XX век, мы, наверное, уже и не в состоянии представить себе просто ошеломляющую для тех лет необычность рисунков...

Впоследствии о Поповой писали: "Дни и ночи просиживала она над рисунками для ситца, стараясь в едином творческом акте сочетать требования экономики, законы внешнего оформления и таинственный вкус тульской крестьянки. Никакие комплименты и льстивые предложения не могли ее соблазнить. Она категорически отказывалась от всякой работы на выставку, на музей. "Угадать" ситчик было для нее несравненно привлекательней, чем "угодить" эстетствующим господам от чистого искусства".

Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

А сама она говорила: "Никогда ещё не испытывала я такого удовлетворения, как при виде деревенской бабы, покупающей кусок моей материи".

Искусствовед Яков Александрович Тугенхольд писал: "Этой весной женщины Москвы – не нэпманки, но работницы, кухарки, служащие поприоделись. Вместо прежних мещанских цветочков замелькали на тканях новые неожиданно крупные и броские узоры. Л. Попова пробила брешь в той китайской стене, которая существовала между промышленностью и искусством".

Надо отметить, что Попова, работая над рисунком, уже видела, как он будет смотреться на реальной одежде. Так что ко многим эскизам рисунков тканей прилагала и эскизы костюмов из них. Среди них были наряды на любой вкус - предназначенные какой-нибудь скромной учительнице или, наоборот, менее скромной артистке.

Кадр из фильма "Папиросница от Моссельпрома". Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016
Кадр из фильма "Папиросница от Моссельпрома". Скан из книги "Текстиль авангарда. Рисунки для ткани", Юлия Туловская, Шарлотта Дуглас, 2016

Кстати, мы можем посмотреть на платье из такой материи... На киноэкране! В фильме "Папиросница от Моссельпрома" (1924) на одной из героинь платье из ткани с орнаментом Варвары Степановой. Новый мир на фоне старого!

Увы, Попова рано уйдёт из жизни, а Степанова недолго задержится на фабрике. Но, по сути, это и была первая советская мода.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц