В июле мы с Вами вспоминали Петра Наумовича и наблюдали за его творческой судьбой в статье:
Сегодня я предлагаю вам поговорить о самом главном "детище" режиссера - о его театре "Мастерская Петра Фоменко".
P.S. Эта статья получилась довольно объемной, но разделить материал на несколько частей для меня кажется невозможным, так как в основе здесь лежит именно принцип единства и непрерывности рассказываемой истории.
"Фоменки" или курс 1988 года в ГИТИСе
В 80-е годы Петр Наумович начал преподавать в ГИТИСе, и вот в 1988 году он набрал уже свой второй самостоятельный курс. Как вспоминают сами актеры, они попали на совсем не "стандартный" курс. Так группа состояла из студентов абсолютно разных возрастов и телосложений, а среди студентов-режиссеров был, например, Иван Поповски - македонец, которому на тот момент тяжело давался русский язык. Девушек на курсе оказалось четыре, про которых один из соратников Мастерской говорит: "Две - на одно лицо, три - на одно амплуа" (Игорь Овчинников). Этими актрисами являются Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Полина и Ксения Кутеповы.
«Мне кажется, что наши "четыре кита", как я их называю, четыре женщины, основоположницы, - самые требовательные, самые волнующиеся за судьбу театра. Они меня все время атакуют названиями, и точно так же они атаковали Фоменко. У нас вообще читающий театр, но вот эти барышни, конечно, какие-то уникальные. Они все успевают читать, причём литературу достаточно сложную. Они крайне избирательно относятся ко всяким кино- и телевизионным проектам, я точно знаю, когда и чем они жертвуют. ... Вся наша великолепная четверка не боится развиваться. Они могли спокойно жить в своих амплуа, до конца жизни на них было бы приятно смотреть, но они все время развиваются». (с) Е. Б. Каменькович
Пора студенчества этого курса принесла русскому театральному искусству несколько выдающихся сценических произведений. Первым спектаклем, созданным ребятами, стала комедия Шекспира "Двенадцатая ночь", которую поставил Е. Каменькович. Здесь были задействованы все артисты курса. Женские роли были чудесно распределены между 4 артистками: Виола - Полина Кутепова, Оливия - Галина Тюнина и Мария - Мадлен Джабраилова. Брата главной героини Виолы играла сестра-близняшка Полины - Ксения. Это был чудесный игривый и шутливый спектакль.
Следующим произведением, созданным на этом курсе, стал спектакль "Владимир III степени" в режиссуре С. Женовача. Эта постановка была также благодушно принята зрителями. И даже в свое время рецензию на этот спектакль написал Олег Павлович Табаков, где он сказал следующее:
"Разворачивающееся на ученических подмостках действие одновременно и уморительно забавно, смешно до колик, до слез; и нежно, лирично, прекрасно-печально". (О. Табаков "Владимир..." превосходной степени" - Экран и сцена, 26.12.1991)
Сергей Васильевич поставил с ребятами под конец их обучения ещё один спектакль - "Шум и ярость". Артистов с курса Петра Наумовича не хватало, и "на помощь" были приглашены студенты Щукинского училища. Именно на этом этапе в труппу будущего театра влился Кирилл Пирогов.
Ещё одно заметное сценическое произведение было создано студентом-режиссером Иваном Поповски. Это был поэтический спектакль "Приключение".
В социальной сети "Вконтакте" хранится аудиозапись этой постановки, которая даже при отсутствии визуальной составляющей производит серьёзное впечатление.
Самым важным для этого курса стал спектакль "Волки и овцы". Режиссером этой постановки значится Ма Чжен Хун, обучавшаяся на курсе, а постановщиком выступил уже сам Петр Наумович.
Этот спектакль до сих пор идет на сцене театра. Конечно, сегодня в этой постановке принимают участие некоторые другие артисты, но легендарное сценическое произведение продолжает радовать зрителей.
На просторах Интернета сегодня можно посмотреть запись этого спектакля с культовым составом: Юрий Степанов - Лыняев, Галина Тюнина - Глафира, Полина Кутепова - Купавина, Мадлен Джабраилова - Мурзавецкая, Ксения Кутепова - Анфуса.
Таким образом, к концу обучения в ГИТИСе курс Петра Наумовича имел в своем арсенале 5 заметных спектаклей, которые были оценены как зрителями, так и критиками.
Начало "Мастерской" и скитания
"ФОМЕНКИ - так называют в ГИТИСе учеников Петра Фоменко. В этом году на редкость талантливый курс его студентов стал новым театром" (Марианна Строева "Фоменки" - Экран и сцена, 23-30.09.1993)
Таков был итог довольно сложного и волнительного пути курса Петра Наумовича к обретению определенности. Надо сказать, что это решение не было предопределенным, и коллективу пришлось "побороться" за свою мечту.
К счастью, Сергей Исаев, будучи ректором ГИТИСа в тот момент, согласился оставить курс Фоменко на дополнительный, пятый учебный год, таким образом коллектив имел возможность продолжить гастрольную деятельность.
По окончании этого времени перед ребятами вновь встал острый вопрос о возможности продолжения совместной творческой жизни, и тогда было принято решение провести пресс-конференцию. В ходе этой встречи с журналистами будущая труппа объявила о том, что они не могут найти выход из сложившейся ситуации, но очень хотели бы сохранить свою команду. Это событие, действительно, вызвало большой резонанс, и Департамент культуры нарушил свой запрет на создание новых театров в Москве и учредил "Мастерскую Петра Фоменко".
Сам Петр Наумович написал для "Театральной жизни" статью, посвященную созданию собственного театра:
"У нас не было никаких далекоидущих планов. Тогда ещё не существовало ставшего теперь общепринятым названия "мастерская". Дело в конечном счете не в слове, потому что и мастерская, и студия, и школа - все это слова. А наполняются ли они истинным содержанием, перетекают ли одно в другое - это проблема людей. Учеба и работа в театре - они так трудно разделимы. Кажется, что теперь мы - театр (хотя в названии его остается слово мастерская), но это предполагает непрерывную учебу, постоянную попытку вернуться к началу, оглянуться назад, погрузиться в прошлое. Чтобы двигаться дальше, не знаю, вперед, назад, наверх, но - двигаться." - П. Фоменко.
Отсутствие собственной площадки заставило творческий коллектив "попутешествовать" по разных театрам как внутри страны, так и за рубежом. Первым спектаклем, который был представлен публике новым театром, стала постановка пьесы "Как важно быть серьезным" в режиссуре Е. Б. Каменьковича.
Позднее состоялись премьеры произведений: "Балаганчик" (реж. И. Поповски), "Таня-Таня" (постановка П. Фоменко), "Месяц в деревне" (реж. С. Женовач), "Чичиков. Мертвые души, том второй" (реж. П.Фоменко).
Курс 1993 года - "фомята"
После выпуска из института отцов-основателей театра, Петр Наумович набрал в ГИТИСе новый курс студентов, среди которых оказались Галина Кашковская, Илья Любимов, Михаил Крылов, Ольга Левитина, Инга Оболдина, а также Полина Агуреева, которая впоследствии стала одной из главных "звёзд" театра. Спектакли этих ребят на учебной сцене во многом повторяли судьбу предыдущего курса и пользовались успехом. Наиболее значительными их постановками стали: "Школа для дураков", "Свадьба" и "Дачники".
Свой дом: счастье, мир и успех
В 1998 году была произведена реконструкция кинотеатра "Киев", который находился на Кутузовском проспекте. Именно это здание, с его двумя вытянутыми и совсем не театральными залами, получил театр "Мастерская Фоменко". И не смотря на все неудобства, коллектив был счастлив обрести свой дом.
Первым спектаклем, который они выпутили на этой сцене, стали "Варвары". Эту постановку осуществил Евгений Каменькович, который является неотъемлемой частью этого творческого коллектива.
В 2000-х годах случился настоящий взлет "Мастерской" - тогда Петр Наумович выпустил друг за другом величайшие спектакли: "Одна абсолютно счастливая деревня", "Семейное счастие" и "Война и мир. Начало романа".
"В "Абсолютно счастливой деревне" все заканчивается хорошо - так, как и должно быть во всех других деревнях. А в Мастерской Петра Фоменко вышел на редкость светлый спектакль - такой, каких теперь, пожалуй и не встретишь". (А. Филиппов "Счастливый театр" - Известия, 20.06.2000)
"Фоменко умеет завораживать и обращать в свою религию. На этот раз она светла и поэтична. В "Одной абсолютно счастливой деревне" даже безвинно погибшие улыбаются с небес". (М. Одина "Нежный реализм" - Сегодня, 22.06.2000)
"Когда я был на "Семейном счастии", первый акт сыграли так, что я не понимал - куда же дальше, выше? В антракте я места себе не находил. Слава Богу, второй акт прошел чуть похуже, хотя все равно хорошо". (К. Райкин)
"Если Толстой с небес видит постановку "Семейного счастия" Фоменко, он должен быть счастлив". (К. Райкин "Режиссура на грани невозможного" - Колесова Н.Г. "Петр Фоменко. Энергия заблуждения")
"Этот тонкий театральный язык, соединяющий воедино роман, эпопею и сатиру, позволяет Фоменко заворожить нас на четыре часа: мы улыбаемся, вздрагиваем от волнения, как если бы Наташа Ростова, князь Андрей или Пьер Безухов были членами нашей собственной семьи. Чудесные актеры, они доводят своих персонажей до грани гротеска, никак не умоляя их человечности". (Фредерик Ферней "Такой живой!" - Le Figaro, 10.10.2002 - пер. с фр. Р. Генкина)
Параллельно с мастером свои спектакли на сцене театра продолжали ставить его ученики и соратники: Евгений Каменькович ("Мотылек", "Дом, где разбиваются сердца", "Самое важное"), Иван Поповски ("Отравленная туника", "Носорог"), Миндаугас Карбаускис ("Гедда Габлер") и Вениамин Смехов ("Прости нас, Жан-Батист..."), а также приглашенные режиссеры: Прийт Педаяс ("Танцы на празднике урожая") и Николай Дручек ("Белые ночи").
И сам Петр Наумович после небывалого успеха продолжал в то время создавать постановки. Зрители смогли познакомиться с такими названиями, как "Безумная из Шайо", "Египетские ночи", "Он был титулярный советник", "Как жаль" и "Три сестры".
Работа с пьесой "Три сестры" началась ещё в театральном институте, тогда студентом-режиссером Германом Сидаковым были поставлены отрывки из пьесы.
"Без сомнения, эту мечту он лелеял с того далёкого дня, когда увидел, как в его аудитории в ГИТИСе появился новый курс исключительных актеров, которым и предстояло по происществии нескольких лет истории любви создать вокруг него труппу мастерской Петра Фоменко. Среди них были две сестры Кутеповы (Ксения и Полина), близняшки, наделенные озорной чувственностью, большая (=великая) Галина Тюнина, задорная Мадлен Джабраилова - то распредление ролей, о котором можно только мечтать для "Трех сестер Чехова: Ирина, Маша и Льга, три дочери покойного генерала Прозорова, и Наташа, будущая супруга их брата Андрея". (Жан-Пьер Леонардини "Фоменко - ворожба по сестрам" - Liberation, 5.11.2004, пер. Римма Генкина)
Можно сказать, что именно в этот период жизни Мастерская получила наибольшее признание. Многие спектакли были отмечены театральными премиями, а артисты и режиссеры - персонально награждены.
Курс 1997 года
Вместе с этим Петр Наумович с командой педагогов продолжал готовить новых актеров и режиссеров в стенах ГИТИСа. Так набор 1997 года оказался вновь богат талантами: Павел Баршак, Наталья Курдюбова, Олег Нирян, Ирина Пегова и, конечно, Евгений Цыганов. Среди спектаклей, созданных этим коллективом, можно выделить следующие: "Горячее сердце", "Аркадия", "Прошлым летом в Чулимске", "Гедда Габлер".
Продолжение пути: Новая сцена, потери
В 2008 году было открыто Новое театральное здание "Мастерской П. Фоменко", которое было спроектировано в архитектурной мастерской С. В. Гнедовского. Этот проект даже был удостоин специальной премии "Золотое сечение". С этого момента у театра появилось целых 4 сцены, так как новое пространство, расположившееся на набережной Тараса Шевченко (прямо напротив старого здания), включило в себя 2 сцены - Основную, большую сцену и Малую сцену-трансформер (это значит что конфигурация зрительного зала может меняться).
"Осваивать" новую сцену принялся сам Мастер, в результате чего зрителям в 2008 году был представлен спектакль "Бесприданница", где в главной роли блистает и по сей день Полина Агуреева.
Более того первый спектакль для Малой сцены Нового здания также был поставлен Петром Наумовичем в 2009 году, но сцены-трансформера режиссеру оказалось недостаточно, поэтому действие постановки также распространяется на фойе театра. Это произведение носит название "Триптих", и исполняется артистами до сих пор. В эту трехчастную постановку вошли произведения А.С. Пушкина "Граф Нулин", "Каменный гость" и "Сцена из Фауста".
Первая большая трагедия театра случилась ночью со 2 на 3 марта 2010 года. В тот день, возвращаяся домой из театра, в автомобильной катастрофе погиб Юрий Степанов.
"Юрий Степанов с первых же шагов в институте стал "опорной" балкой строящегося дома. Он пришел в ГИТИС после иркутского театрального училища, поработав плотником, каменщиком, трактористом, нефтедобытчиком, охотником. Среди вчерашних школьников он смотрелся взрослым, надежным, удивительно зрелым и по-человечески, и по-актерски". (О. Егошина "Простегнуть душу" - Театрал, 04.2010)
Сам Петр Наумович, который глубоко переживал уход ученика, оказался серьёзной поддержкой для других, он собрал воедино расстроенный коллектив и буквально заставил их "жить" дальше, проработав боль утраты. Им было принято решение сохранить ряд спектаклей, в которых был прежде занят Юрий Степанов, отдав его роли другим артистам, несмотря на то что некоторые члены труппы были против этого.
Последней работой Мастера в театре стал спектакль "Театральный роман", который он поставил вместе со своим учеником Кириллом Пироговым, сыгравшим главную роль в этой постановке.
В августе 2012 года не стало Петра Наумовича. Сложно себе представить, какой удар это событие нанесло его ученикам, его "детям". За минуту осиротевшие фоменки, кажется, серьезно растерялись, но они, как и прежде, преодолевая боль, продолжили дело главного человека этого театра.
"Как он их [своих актеров] любил! Не знаю, чувствовали ли они это с той стороны сцены, может, им казалось, что он строг и придирчив. Но зрителям было видно, как он восхищается ими, как их балует, голубит, хвастается ими, будто восторженный отец. Мы, критики, даже иногда сердились, что Фоменко в своем восхищении "детьми" слишком оберегает их, не давая актерам взрослеть. Бог знает, было ли это справедливо. Горько, что теперь взрослеть они будут уже без него". (Д. Годер "Памяти Петра Фоменко" - Большой город, 9.08.2012)
Самостоятельная жизнь
Первой постановкой, увидившей жизнь после ухода Петра Наумовича, стал "Дар" по роману В. Набокова, которую осуществил Е. Каменькович. Репетиции этого спектакля начались задолго до премьеры (за 9 месяцев), так что Мастер успел его увидеть в варианте прогона. Именно Евгений Борисович взял на себя ответственность вести вперед театр в качестве художественного руководителя.
"Переводя роман на театральный язык, Каменькович как будто намеренно усложнял свою задачу. Он не воспользовался ни одним из привычных для режиссеров способов инсценировки литературного текста. <...> Ключевой для Каменьковича становится совсем другая тема: причудливо складывающаяся судьба талантливого человека, которого ведет по жизни его Дар, помогая преодолеть жизненные неустройства и душевные метания". (О. Романцова "Мерцающий отблеск дара")
Следующим шагом самостоятельной жизни коллектива стало возобновление спектакля Петра Наумовича "Безумная из Шайо", которую осуществил Кирилл Пирогов.
Детище Петра Фоменко продолжило свой путь и, собственно, радует зрителей по сей день. За эти 10 лет в театре случались как тихие и скромные премьеры, так и яркие, выдающиеся явления театрального искусства.
В 2015 году Иваном Поповски был выпущен спектакль "Сон в летнюю ночь", который буквально "прогремел" по всему театральному миру России.
Большого уважения со стороны зрителей заслуживает и стремление фоменок сохранить наследие своего мастера, они бережно относятся к оставшимся в репертуаре постановкам таким, как "Война и мир. Начало роман", "Семейное счастие", "Волки и овцы" и другим, а также стараются возобновлять те произведения, которые этому поддаются. Таким образом в 2018 году вновь свет рампы увидели "Египетские ночи".
Надо отметить, что "Мастерская П. Фоменко" - один из немногих театров, в котором творческая инициатива дозволена каждому. Ещё при Петре Наумовиче заниматься режиссурой начал, как и многие другие актеры труппы, Кирилл Пирогов. Один из последних его спектаклей на родной сцене - "Чайка" - был радушно принят не только публикой, но и критикой.
Создавать свои сценические произведения продолжает и Евгений Каменькович. В 2019 году театр представил свое видение вечной пьесы Шекспира - "Король Лир", - где в главной роли на подмостки выходит Карен Бадалов.
Но, конечно, наибольший интерес вызывают постановки Евгения Борисовича по прозоическим произведениям. Например, не так давно состоялась премьера инсценировки "Доктор Живаго", которая вполне достойна этого коллектива.
Самая громкая премьера сезона 2020/2021 года - это спектакль Дмитрия Крымова "Моцарт «Дон Жуан». Генеральная репетиция". Попасть на представление было практически невозможно, такова была популярность постановки. В настоящий момент спектакль временно заморожен, но мы не теряем надежды увидеть его на сцене театра.
Одной из последних премьер театра стал спектакль "Комедия о трагедии". В этом сценическом произведении используются видео и аудиозаписи того, как Мастер репетировал пьесу Пушкина "Борис Годунов". Тогда постановка не была осуществлена, но сегодня творческая команда взяла на себя ответственность так или иначе передать видение Петра Наумовича в отношении этого литературного материала.
Надо также сказать, что в "Мастерской" продолжают следовать заветам Мастера и опираются на его традиции. Так начатая в далеком 2007 году традиция набирать стажерские группы в стенах театра для пополнения труппы продолжается и по сей день.
Вот уже 10 лет, как нет с ними Мастера, но его "дети", его актеры продолжают творить, продолжают искать смыслы и играть отведенные им роли. Когда-то у них получается лучше, когда-то - хуже, и это нормально. Так и должно быть.
Ощущение семьи и счастья
Наверное, одни из самых важных принципов, которые исповедовал Петр Наумович и прививал своим ученикам - это взаимное уважение, терпение и принятие. Собственно, всё, как в семье. Именно на этом и был построен театр Фоменко, который и сейчас продолжает производить впечателение счастливого коллектива. И, по-моему, обывателям и зрителям, приходящим в их зал, не так должно быть важно "всё ли у них гладко", достаточно того, что посторонние никогда не знают "внутренней кухни" этого театра, а в этом уже как раз и проявляется забота о публике.
Люди со стороны и зрители могут удаленно наблюдать за яркими событиями в жизни любимых артистов. Так, например, ежегодно в день Старого Нового года Фоменки устраивают капустник, куда приглашают только самых близких своих друзей, зато зрители потом имеют возможность посмотреть видеозапись этого мероприятия и насладиться праздником.
В социальных сетя театра можно найти КАПУСТНИК 2019 года, посвященный 25-летию театра. Здесь вспоминают все спектакли, поставленные этим коллективом. Оригинально и увлекательно.
Ещё одним интересным явлением Мастерской Фоменко значатся их совместные, большие съемки в кино. В 2003 году на экраны вышел фильм "Прогулка" Алексея Учителя, который задействовал практически всю труппу театра.
Снимая «Манию Жизели», я умолял Фоменко отпустить Тюнину с репетиций в Крым. Он ни в какую. Наконец, в сердцах бросил: «Следующим летом забирай хоть весь театр». На всякий случай я оговорился: «Ловлю вас на слове!» Так и случилось — в главных ролях и эпизодах «Прогулки» снялась вся труппа, кроме одного актера. (Алексей Коленский - Алексей Учитель: «Экран живой и ничего не прощает» - газета "Культура", 19.10.2016)
Ещё одним выдающимся примером подобного сотрудничества стала картина "портрет незнакомца", представленная зрителям в 2021 году. Режиссером этого произведения выступил Сергей Осипьян, муж Ксении Кутеповой. Здесь коллектив "разгулялся" на славу: участие в съемках принимали не только артисты, но и сотрудники других цехов театра.
Вот и сейчас в планах театра на 2022/2023 театральный сезон значится съемка мини-сериала в стенах театра с участием труппы.
"В апреле кинорежиссёр Сергей Осипьян приступит к съёмкам мини-сериала под рабочим названием «Реплика». Сниматься в этом фильме будут только актёры и сотрудники «Мастерской Петра Фоменко»". (Е. Алдашева "В «Мастерской Фоменко» в сезоне 2022-2023 прозвучат тексты Ремарка и Бреля" - журнал "Театр")
И в целом театр продолжает радовать как своими планами, так и свершениями. Удачи и процветания, дорогие фоменки!
Дополнительно могу посоветовать документальные фильмы: "Семейное счастье Петра Фоменко", "Петр Фоменко. Чудак, гений и хулиган" и "Петр Фоменко. Легкое дыхание".
И хочу выразить большую благодарность создателям двух сборников: "Собрание сочинений: сборник статей и рецензий о спектаклях московского театра "Масерская П. Фоменко" и "Fomenki.ru. Собрание сочинений, том второй"
#мастерскаяфоменко #Петрфоменко #русскийтеатр