Он мечтает выступить с концертом на главной площади республики, заинтересовать всех детей Северной Осетии родной историей и дать вторую жизнь забытому ремеслу
Село Тарское мало отличается от небольших населенных пунктов республики. Но не исключено, что совсем скоро о селе узнают не только как о пригороде Владикавказа. Здесь в небольшой школе работает уникальных дел мастер - Заур Демеев, который взмахом лобзика и филигранной техникой резьбы может вернуть в прошлое любого. Мелодия арфы и древнего фандыра стирает в школьном кабинете труда время: ребята слушают музыку древних скифов и аланов.
Ремеслом молодой человек, которому нет ещё 30 лет, увлёкся восемь лет назад. Все произошло, как чаще и бывает, случайно.
- Мне всегда нравилась культура, я старался как можно больше узнать о традициях, как был устроен быт, а потом судьба свела меня с мастером Сосланом Моураовым. Знаете, люди, которые занимаются народными ремесла и, они же настоящие историки, много знают, интересно рассказывают. Однажды он меня пригласил в свою мастерскую. Несмотря на почтенных возраст он продолжал трудиться: делал старинные музыкальные инструменты и играл на них. Завораживает это таинство, - говорит Заур.
Заур стал учиться и жалеет лишь об одном, что поздно пришёл. Потому что вскоре его учитель заболел. А потом его не стало. Так Демеев стал одним из редких в республике обладателем секретов древнего ремесла. Игру на инструментах собственного производства Заур освоил сам. Долго подбирал подбирал нотные фразы, чтобы звучало так как у его Мастера. И все получилось.
- От дерева, конечно, много зависит. Вся технология старинная, наши предки провели серьёзные работу наблюдений. Корпус фандыра делают из ели, остальную часть из клёна. Звучание особенное получается. Можно было бы сказать, что это точная копия, но это неправильно. Ведь некоторые инструменты мы используем другие. Например, клей берём современный качественный, а не варим из рыбьей чешуи или костный. Месяца три уходит, чтоб изготовить один инструмент, - делится секретами производства Заур.
Заур убеждён, что под музыку старинной арфа можно петь только на национальном языке. И в этом он видит основную проблему будущего. Ведь осетинским владеет все меньше молодёжи, хотя на селе мальчишки и девчонки с легкостью изъясняются на "родном". В городах сложнее. Но Заур не опускает руки. Он считает, что благодаря его мастерской пойдёт дело не только с изготовлением инструментов, но и лингвистам будет работа.
– У меня около 30 ребят занимаются. И девчата, и парни. Мальчишек, конечно, больше. Нравится им, да и родители поддерживают. Дело-то хорошее. Без культуры - нет народа, в этом я убеждён совершенно точно. Так вот, мы занимаемся в классе, и ребята уже сами могут смастерить инструмент, а значит дело наших дедов будет жить - вон мастеров сколько!
Заур даёт уроки не только детворе. Часто случается, что приезжают купить инструмент в подарок кому-то. Ручная работа - такое особо ценится. И так вдохновляют, что начинают брать частные уроки и уже дарят близким арфу, фандыр или фидицаг собственного производства.
- Заур, скажите, а не хотели бы вы подать заявку на грантовую поддержку? Открыть не одну мастерскую, а несколько, в разных уголках республики?
- Знаете какой для меня самый лучший грант, его очень хочу получить — это чтоб мои ученики стали хорошими людьми, чтоб они любили нашу республику всем сердцем, чтоб они сохраняли и преумножали то, что оставили нам наши предки.
фото из личного архива З.Демеева
Валерия Поддаева