Обучение в школе может даваться ребенку тяжело по разным причинам: нехватка знаний, сложности в адаптации, неумение сосредотачиваться. Многое зависит от того, насколько он эмоционален. Как чувства могут повлиять на успех?
1. «Молчит — значит, не выучил». Есть категория учеников, которая при идеально сделанном домашнем задании боится сказать слово у доски. Мешает неуверенность в себе, страх ошибиться или показаться смешным в глазах одноклассников.
Необходимо работать с самооценкой, иначе ребенок рискует оказаться непризнанным гением.
2. «Щас как дам больно в глаз!». Любые взаимоотношения в коллективе рано или поздно приводят к спорам. Умение отстаивать свою точку зрения, приводя конструктивные доводы – ценный навык.
Нельзя давать волю ярости, распуская руки и произнося словесные оскорбления.
3. «Плакса-вакса гуталин» или «жадина-говядина». Показатели успеваемости во многом зависят от взаимодействия с другими учениками и самими преподавателями.
- В классах, где царит дружеская обстановка между школьниками, отмечается более радужная картина, чем у их конфликтных или замкнутых сверстников.
Родителям нужно с ранних лет ребенка приучать его жить в обществе.
4. «Счастье любит тишину». Не все люди из близкого окружения могут искренне порадоваться за человека. При достижении значительных успехов лучше не хвастаться перед ребятами. Подростки особенно восприимчивы к зависти.
При высоком эмоциональном интеллекте, когда ребенок осознает собственные чувства и способен ими управлять, наблюдается хорошая продуктивность в делах.
Такой результат достигается, когда школьник познает следующие принципы:
- Я способен понимать эмоции окружающих;
- Я понимаю причины возникновения конкретных эмоций;
- Я использую эмоции как источник дополнительной силы;
- Я контролирую эмоции, а не они меня.
Конечное состояние будет зависеть от того, насколько он умеет соотносить цели со своим состоянием и владеем разными способами выражения эмоций.
Если поставлено конкретное задание, но преобладающая эмоция противоречит его выполнению, то способность управлять эмоциями может спасти ситуацию.
Для выработки самоконтроля существуют специальные упражнения.
Желая помочь ребенку со школьной программой, родители порой занимаются не теми вещами: они загружают сына или дочь секциями, нанимают репетиторов, но не уделяют должного внимания его умению контролировать эмоции.