В сфере закупок принят ряд терминов, которые могут быть не совсем понятны новичку. Эта статья посвящена самым часто встречающимся определениям.
Аукцион – способ проведения торгов, при котором победитель определяется по наиболее выгодной для заказчика (низкой) цене. В ходе аукциона, в отличие от всех прочих разновидностей тендеров, претенденты на победу могут изменять цену (в остальных типах торгов цена определяется участником один раз и не может быть изменена).
Госзакупки (закупки по 44-ФЗ, по 223-ФЗ, государственные тендеры\торги) – закупки товаров, работ или услуг государственными структурами. В зависимости от вида закупок, заказчиками могут выступать муниципальные учреждения, финансируемые из госбюджета (тендеры по 44-ФЗ), или компании, доля которых на 50% и более принадлежит государству (закупки по 223-ФЗ).
Конкурс – вид торгов, суть которого заключается в следующем. Заказчик формулирует требования к участникам и предмету конкурса и публикует их в виде конкурсной документации. Участники выдвигают свои кандидатуры согласно этим требованиям – подготавливают и направляют заявки, включающие характеристики предлагаемого товара (услуги), стоимость, сроки поставки и т.д. По истечению срока приема заявок заказчик выбирает то предложение, которое его максимально устраивает, и направляет автору этой заявки предложение о заключении контракта.
В ходе конкурса организатор и участники не ведут никаких переговоров. Участникам также запрещено изменять свои заявки после истечения срока приема этих заявок. Заказчик со своей стороны не имеет права требовать от участников внесения каких-либо изменений в заявку. Итоговый контракт должен быть заключен согласно конкурсной документации заказчика и не идти с ней вразрез.
Двухэтапный конкурс – это разновидность конкурса, проводимая в два этапа. От обычного конкурса двухэтапный отличается тем, что на первом этапе заказчик формирует примерное техническое задание (ставит задачу), на базе которого участники предлагают свои варианты решения. Далее между заказчиком и участниками проводится обсуждение, по итогам которого заказчик формирует итоговый вариант ТЗ, используя предложенные участниками решения. После этого участники подают финальные заявки аналогично обычному конкурсу, дальнейшая процедура также схожа.
Открытый конкурс – вид конкурса, участвовать в котором может любой поставщик, соответствующий конкурсным требованиям. Уведомление о проведении открытого конкурса публикуется в СМИ и на специализированных торговых площадках, условия конкурса доступны всем.
Закрытый конкурс – вариант конкурса, в котором имеют право принять участие исключительно поставщики, приглашенные самим заказчиком. Заказчик самостоятельно определяет список участников и рассылает им информацию о конкурсе. Закрытые торги применяются в нескольких случаях: если предметом закупки являются товары (услуги) для обеспечения госбезопасности; если сумма закупки небольшая, а поставщики уже известны по итогам прошлых тендеров; если ниша очень узкая, и обеспечить поставки могут 4-5 компаний.
Запрос котировок – вид тендеров, при котором заказчик ставит своей целью получение от участников расценок на предмет торга. Условия поставок при этом четко определены.
Заявка – документ, подтверждающий согласие участника выставить свою кандидатуру в качестве исполнителя контракта на торгах и описывающий характеристики его торгового предложения.
Поставщик (участник) тендера – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, направивший заявку на участие в торгах.
Специалист по тендерам (тендер-менеджер) – эксперт, профессионально занимающийся подготовкой заявок на торги. Как правило, тендерные специалисты работают на аутсорсе, поскольку это выгоднее для компаний, пользующихся их услугами. Тендер-менеджеры сегодня востребованы, так как обеспечивают профессиональную подготовку заявок, от которой напрямую зависит успех участника в тендере.
Найти квалифицированного тендерного специалиста можно в сервисе Тендин. Тендин – это прямые исполнители с проверенным опытом, доступные расценки и безопасная сделка. Создать заявку в Тендин можно за пару минут!
В базе сервиса – более 400 специалистов, работающих с государственными и коммерческими торгами. Выберите своего менеджера прямо сейчас на сайте tendin.ru!