Кременчугское предприятие начало свое существование в послевоенное время, и на протяжении всей истории своего существования постоянно модернизировался. Изначально он был заточен на выпуск конструкций для мостов. Дальнейшим этапом его развития стал выпуск техники для сельского хозяйства. С началом 60-хх годов на мощностях предприятия наладили выпуск грузовиков тяжелого класса, а первой моделью стал КрАЗ-222.
Стоит отметить, что идея начать выпускать грузовики оказалась особенно удачной. Так как в КБ завода работали опытные инженеры и конструкторы, продукция выпускалась высокого класса, и неплохо зарекомендовала себя в Советском Союзе.
Именно поэтому власти попросили помощи на заводе КрАЗ, когда в 1986 году мир потрясла техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС.
Ведущие конструкторы завода столкнулись с задачей по постройке особенного автомобиля. Он должен был работать в зоне повышенной радиации. Проект возглавил Виктор Холявко.
Так как грузовик должен был работать на выводе радиоактивных обломков взорвавшегося энергоблока, изначально он должен был быть максимально надежным и простым в эксплуатации. Основой для проекта стал КрАЗ-256Б1.
При разработке особой машины, столкнулись с необходимостью надежной защиты водителя. В результате изысканий, было принято решение создать герметичную капсулу из свинца. Однако реализовать такую задумку оказалось не просто, так как радиационный грузовик должен был быть по-максимуму похож на серийный.
Было принято решение смонтировать серийную кабину на капсулу из свинца. Проблемы возникли с тем, как смонтировать систему вентиляции и фильтров. Установка ФВУА-100Н потребовала сильно переделать серийную кабину, поэтому постройка грузовой машины затянулась. В конечном итоге было принято решение отказаться от маскировки машины из-за слишком сложной конструкции.
Попытка маскировки кабинного модуля
Капсула была выполнена из слоеных элементов. Внешние слои стали были толщиной 3 мм. Внутреннее пространство обшили свинцом разной толщины. Материал для постройки привозили из всех предприятий округи и даже из Казахстана. Остеклили кабину стеклом, толщиной 75 мм. Так как с поставками такого материала возникли проблемы, у некоторых машин не было боковых стекол вообще.
Только одна кабина весила 3 тонны при общем весе машины в 15 тонн. Соответственно, страдала и подвеска из-за неравномерных на нее нагрузок. Усилили левую часть подвески и дополнили конструкцию особым подрамником. Многие механические приводы грузовика были заменены на пневматику и гидравлику. Для фильтрующей установки смонтировали питающий генератор и дополнительные АКБ для автономной работы.
Водительская капсула
В середине июля первая машина была готова и проходила обкатку. Сложно было привыкнуть к неполному остеклению кабины, а по сторонам можно было смотреть только через зеркала полусферической формы. Кроме того, во время езды ощущался сильный гул от нагретаемого фильтрационной установкой воздуха.