Найти тему
Татьяна Аржаева

О мотивации владельцев бизнеса

Очень много пишут о мотивации сотрудников… Нужна или нет? Какая она бывает? Какая эффективна? И т.д. Однако,  есть вторая сторона медали – мотивация владельца бизнеса. Здесь так же не все однозначно.

Иногда мотивации изначально хватает не надолго, а дальше начинается серия экспериментов с бизнесом, суть которых сводится к поиску той самой мотивации или как бы избавиться от необходимости заниматься бизнесом – то есть к поиску волшебной таблетки или палочки (кому как).

Иногда наступает усталость, когда владельцу и бизнес продать / подарить жалко и вести его уже не хочется, так как он стал источником проблем. Кстати, источник проблем продать  проблематично… Очередей за геморройным бизнесом по завышенной цене не наблюдается. В этот момент меньше всего думается о том, как бы влюбиться в бизнес заново, открыть его для себя по-новой, а зря. Не любимый бизнес выглядит как не нужная, побитая собака – хозяева вроде как есть, а выглядит как будто их нет. Что мы делаем с любимой собакой? Заботимся о том, чтоб она была сыта, здорова и может даже следим за ее внешним видом. В ответ она дарит нам массу радости, положительных эмоций и пр. Может быть кто-то возмутиться: «Как это так? Сравнить бизнес с собакой?» Это всего лишь повод задуматься к кому и чему мы как относимся. Ведь что такое мотивация в глубинном смысле – это отношение и его проявление в конкретных действиях.

Иногда бизнес создают с целью наконец  - то стать свободным человеком и не работать. В первый же год настигает разочарование. Работая на обучающих проектах для молодых предпринимателей я это весьма часто наблюдаю. Не стоит покупаться на популярный ныне в инфобизнесе миф: «Живи где хочешь, живи как хочешь, а  работает пусть бизнес».  Конечно, при грамотной организации процессов, ему не нужно будет столько уделять внимания, как в начале. Кто бы организовал? Конечно, при грамотном подборе людей на ключевые должности, будет требоваться еще меньше времени в отличии от периода, когда на работу выбирали сотрудников по весьма странным критериям. Кто бы подобрал? Конечно, при грамотном контроле ключевых показателей с элементами подходам «доверяй, но проверяй» (нужно научиться анализировать и читать для начала цифры), времени освобождается еще больше. Кто бы построил эту систему и следовал ей? Но не стоит испытывать иллюзий, что однажды бизнесом можно будет вообще не заниматься, потому что в этот момент это перестанет быть Вашим бизнесом. Как только человек при власти перестает уделять внимание власти, он ее теряет! В бизнесе то же самое.

Еще одно разочарование настигает, когда поток рынка, на который когда – то «присели», иссяк и наступила эпоха насыщенного рынка со всеми вытекающими последствиями и демотивацией для владельца. Сесть на поток умеем, а вот все остальное не очень.

С мотивацией проблемы, когда нужны перемены в подходах к управлению. Требуя от сотрудников готовности меняться, владельцы порой не готовы к этому сами.  Один из популярных запросов в консалтинге «измените результат, не меняя процесс (или меня)».

Так же есть проблемы с мотивацией, когда речь идет об умении собственника «присесть» на ресурс. В таком бизнесе, как правило, нет души и смысла от хозяина, есть только  умение находиться в нужных местах и вертеть – крутить процессы. Это хорошее умение, только однажды начинаются «загулы» собственника, потому что души и смысла (в данном случае мотивации) нет не только у бизнеса.

Признаки отсутствия мотивации у владельца бизнеса:

-       не успел прийти на работу, уже устал,

-       раздражение, недовольство, ворчание, все достало,

-       внимание делам уделяется явно недостаточно,

-       имитация деятельности, копание в ни кому не нужных мелочах,

-       пьянки, загулы, застолья (у кого как J),

-       частые отпуска надолго, даже тогда, когда необходимо присутствие в компании,

-       низкое или полное отсутствие внимания наболевшим проблемам, о которых сигнализирует участившиеся форс-мажоры, низкие показатели, не равнодушные сотрудники,

-       общение типа «по душам» с некоторыми сотрудникам, как правило с не эффективными (эффективные работой заняты, с ними особо не поговоришь) и пр.

Последствия низкой мотивации у владельца или ее отсутствия:

-       силу и власть набирают сотрудники, которые умеют пустить пыль в глаза, а не работать,

-       теряется у самого владельца управленческая хватка и видение,

-       нет понимания устройства своего бизнеса и процессов, а потому становится сложно управлять им,

-       процветает воровство и откаты в бизнесе на всех уровнях,

-       бизнес скатывается в работу на «пост-фактум» вместо того, чтоб идти в ногу с рынком или его опережать,

-       у работоспособных и эффективных сотрудников стремительно падает мотивация – если владельцу этот бизнес не нужен, то им то это зачем?

-       нормальные сотрудники начинают уходить из компании,

-       бизнес не приносит тех денег, которые мог бы…

Чем прикрывают свою низкую мотивацию владельцы?

-       кризис в стране, на рынке, в мире,

-       тупые и  / или немотивированные сотрудники, которые не умеют работать,

-       высокая конкуренция,

-       трудности / трудно вести бизнес,

-       избирательный клиент.

Вывод, который напрашивается, если это все происходит в Вашей компании. Прежде, чем начинать работу с сотрудниками и с их мотивацией в том числе, сначала нужно поработать с владельцем. Можно ли работать с мотивацией у владельца? Можно… При условии, что он увидел ее печальное состояние и готов с этим хоть что-то делать.

Татьяна Аржаева,

«ТСК, лаборатория развития»