Очень много пишут о мотивации сотрудников… Нужна или нет? Какая она бывает? Какая эффективна? И т.д. Однако, есть вторая сторона медали – мотивация владельца бизнеса. Здесь так же не все однозначно.
Иногда мотивации изначально хватает не надолго, а дальше начинается серия экспериментов с бизнесом, суть которых сводится к поиску той самой мотивации или как бы избавиться от необходимости заниматься бизнесом – то есть к поиску волшебной таблетки или палочки (кому как).
Иногда наступает усталость, когда владельцу и бизнес продать / подарить жалко и вести его уже не хочется, так как он стал источником проблем. Кстати, источник проблем продать проблематично… Очередей за геморройным бизнесом по завышенной цене не наблюдается. В этот момент меньше всего думается о том, как бы влюбиться в бизнес заново, открыть его для себя по-новой, а зря. Не любимый бизнес выглядит как не нужная, побитая собака – хозяева вроде как есть, а выглядит как будто их нет. Что мы делаем с любимой собакой? Заботимся о том, чтоб она была сыта, здорова и может даже следим за ее внешним видом. В ответ она дарит нам массу радости, положительных эмоций и пр. Может быть кто-то возмутиться: «Как это так? Сравнить бизнес с собакой?» Это всего лишь повод задуматься к кому и чему мы как относимся. Ведь что такое мотивация в глубинном смысле – это отношение и его проявление в конкретных действиях.
Иногда бизнес создают с целью наконец - то стать свободным человеком и не работать. В первый же год настигает разочарование. Работая на обучающих проектах для молодых предпринимателей я это весьма часто наблюдаю. Не стоит покупаться на популярный ныне в инфобизнесе миф: «Живи где хочешь, живи как хочешь, а работает пусть бизнес». Конечно, при грамотной организации процессов, ему не нужно будет столько уделять внимания, как в начале. Кто бы организовал? Конечно, при грамотном подборе людей на ключевые должности, будет требоваться еще меньше времени в отличии от периода, когда на работу выбирали сотрудников по весьма странным критериям. Кто бы подобрал? Конечно, при грамотном контроле ключевых показателей с элементами подходам «доверяй, но проверяй» (нужно научиться анализировать и читать для начала цифры), времени освобождается еще больше. Кто бы построил эту систему и следовал ей? Но не стоит испытывать иллюзий, что однажды бизнесом можно будет вообще не заниматься, потому что в этот момент это перестанет быть Вашим бизнесом. Как только человек при власти перестает уделять внимание власти, он ее теряет! В бизнесе то же самое.
Еще одно разочарование настигает, когда поток рынка, на который когда – то «присели», иссяк и наступила эпоха насыщенного рынка со всеми вытекающими последствиями и демотивацией для владельца. Сесть на поток умеем, а вот все остальное не очень.
С мотивацией проблемы, когда нужны перемены в подходах к управлению. Требуя от сотрудников готовности меняться, владельцы порой не готовы к этому сами. Один из популярных запросов в консалтинге «измените результат, не меняя процесс (или меня)».
Так же есть проблемы с мотивацией, когда речь идет об умении собственника «присесть» на ресурс. В таком бизнесе, как правило, нет души и смысла от хозяина, есть только умение находиться в нужных местах и вертеть – крутить процессы. Это хорошее умение, только однажды начинаются «загулы» собственника, потому что души и смысла (в данном случае мотивации) нет не только у бизнеса.
Признаки отсутствия мотивации у владельца бизнеса:
- не успел прийти на работу, уже устал,
- раздражение, недовольство, ворчание, все достало,
- внимание делам уделяется явно недостаточно,
- имитация деятельности, копание в ни кому не нужных мелочах,
- пьянки, загулы, застолья (у кого как J),
- частые отпуска надолго, даже тогда, когда необходимо присутствие в компании,
- низкое или полное отсутствие внимания наболевшим проблемам, о которых сигнализирует участившиеся форс-мажоры, низкие показатели, не равнодушные сотрудники,
- общение типа «по душам» с некоторыми сотрудникам, как правило с не эффективными (эффективные работой заняты, с ними особо не поговоришь) и пр.
Последствия низкой мотивации у владельца или ее отсутствия:
- силу и власть набирают сотрудники, которые умеют пустить пыль в глаза, а не работать,
- теряется у самого владельца управленческая хватка и видение,
- нет понимания устройства своего бизнеса и процессов, а потому становится сложно управлять им,
- процветает воровство и откаты в бизнесе на всех уровнях,
- бизнес скатывается в работу на «пост-фактум» вместо того, чтоб идти в ногу с рынком или его опережать,
- у работоспособных и эффективных сотрудников стремительно падает мотивация – если владельцу этот бизнес не нужен, то им то это зачем?
- нормальные сотрудники начинают уходить из компании,
- бизнес не приносит тех денег, которые мог бы…
Чем прикрывают свою низкую мотивацию владельцы?
- кризис в стране, на рынке, в мире,
- тупые и / или немотивированные сотрудники, которые не умеют работать,
- высокая конкуренция,
- трудности / трудно вести бизнес,
- избирательный клиент.
Вывод, который напрашивается, если это все происходит в Вашей компании. Прежде, чем начинать работу с сотрудниками и с их мотивацией в том числе, сначала нужно поработать с владельцем. Можно ли работать с мотивацией у владельца? Можно… При условии, что он увидел ее печальное состояние и готов с этим хоть что-то делать.
Татьяна Аржаева,
«ТСК, лаборатория развития»