Грузия — это восточная страна или европейская? Судя по месту женщины в обществе, определенно европейская. Погрузимся в историю и разберемся.
Как и в других регионах Российской империи, в Грузии «женский вопрос» обрел актуальность в 1860-е под влиянием пришедших с Запада демократических и просветительских идей. Феодально-сословный строй сменялся капиталистическим. Экономический рост подстегнул развитие общества. Оно пришло в движение и не могло больше довольствоваться патриархальной инерцией.
Грузинский феминизм основали мужчины либеральных взглядов. Это было частью их идеологической программы модернизации общества. Основной ценностью тогдашних либералов была «общественная польза», с позиций которой глупо было исключать половину населения из общественной жизни, замыкая женщин в семейном мирке.
Грузинские феминистки первой волны не лезли в политику и не ощущали себя отдельной стороной гражданского общества. Это были образованные дворянки, которые тяготились искусственными ограничениями и стремились уравняться в компетенциях и возможностях с мужской частью интеллигенции. При этом основная мотивация была «приносить пользу обществу».
Важной стороной «общественной пользы» в Грузии конца XIX века считалось участие женщин в национальном движении против колониальной политики России. Это был не совсем сепаратизм — скорее, усиленная поддержка родной культуры и языка. С российскими и европейскими феминистками грузинки не сотрудничали.
В конце XIX века грузинские женские организации фокусировались на благотворительности: кассы взаимопомощи, образование для бедных девушек, помощь вдовам и сиротам.
В России после революции 1905 года женское движение политизировалось и поставило целью политическое равноправие мужчин и женщин. В Грузии, однако, политика оставалась мужским делом. Женщины входили в социал-демократические партии, но специфически женскую повестку не поднимали.
Даже после потрясений 1917 года и образования Грузинской демократической республики движение за равноправие женщин ограничивалось полемикой в прессе. Например, феминистка, общественная деятельница и публицистка Като Микеладзе издавала в революционные годы журнал «Голос грузинских женщин» и основала Межпартийную лигу женщин.
В 1919 году на территории Грузии состоялись выборы в Учредительное собрание.Это были прямые, всеобщие выборы по пропорциональной системе. В избирательных списках разных партий были более 20 женщин, 5 их которых стали членами Учредительного собрания Грузии.
В 1921 году Грузинская демократическая республика приняла Конституцию, в которой женщины и мужчины были уравнены в правах, в том числе избирательных: в 39-ой статье Конституции было написано: «Граждане обоих полов равноправны как в политических, так и гражданских, экономических и семейных правах». Как видим, в Грузии целенаправленной борьбы для этого исторического достижения не понадобилось.
Потом Грузия оказалась во власти большевиков и вошла в состав СССР, в котором гендерному равноправию уделялось большое внимание. Уж чем-чем, а патриархальным угнетением женщин Советская Грузия не страдала. Поэтому когда в конце 1980-х Грузию посетила Маргарет Тэтчер, у грузин не было культурного шока от женщины-премьера, как и у «железной леди» — от малоизвестной на Западе, но притягательной Грузии.
Какой вираж истории: в правительство независимой Грузии, которое приняло Конституцию 1921 года, входил Иван Зурабишвили — дед нынешнего президента Грузии Саломе Зурабишвили, первой женщины-президента Грузии.