У пропаганды есть несколько определений, и все они достаточно многословны. Вот, например, такое: распространение идей, информации или слухов с целью помочь или навредить организации, делу или человеку. Идеи, факты или утверждения, преднамеренно распространяемые для продвижения своего дела или для нанесения ущерба противоположному делу. Пропаганда — это любая преднамеренная коммуникация, направленная на то, чтобы заставить людей вести себя так, как того хочет пропагандист.
Есть два взгляда на классификацию пропаганды: по методу или по цели. Начнём с цели. Пропаганда может иметь различные цели.
- Поощрение определённого поведения, препятствование определённому поведению.
- Мотивация людей, демотивация людей.
- Информирование людей, дезинформирование людей.
- Прославление концепций, мест и людей. Демонизация концепций, мест и людей.
Конечно, между перечисленными вещами всегда есть некоторое пересечение. Вероятно, наиболее простым типом пропаганды является прославление друзей и самого себя, а также демонизация врагов. Обычно это происходит путём создания стереотипов, что также известно как создание чёрно-белого дуализма «мы и они».
Стереотипы лежат в основе всех пропагандистских усилий. Цель пропаганды — создать впечатление, что «наши» действия всегда этичны и благородны, в то время как действия наших оппонентов всегда неэтичны и бесчестны. Дополнительный подвох здесь ещё в том, что нужно хорошо понимать, кто такие «мы», и существуют ли эти «мы» на самом деле вообще где-либо, вне конкретного пропагандистского нарратива, который оперирует понятием этих самых «мы».
Поощрение и отговаривание также является очень распространённой тактикой и стратегией пропаганды. Например «реклама» против вредных привычек, создаваемая правительством. Это преднамеренная кампания, направленная на то, чтобы заставить людей отказаться от вредных привычек, потому что их лечение в больницах стоит обществу денег.
Иногда можно встретить неправительственные организации, которые, например, продвигают вегетарианство, потому что оно якобы полезно для окружающей среды, и тому подобное. Оба приведённых примера являются пропагандистскими кампаниями, направленными на поощрение или сдерживание поведения.
Вспоминая Вторую мировую войну или вообще любую военную кампанию, можно сказать, что мотивационная пропаганда предназначена для поддержания боевого духа военнослужащих, а также для принятия самой войны гражданским населением. Общество может смириться с множеством трудностей, обладая высоким «моральным духом». На противоположном конце этого, очевидно, пропаганда также хочет деморализовать «врага».
Наконец, есть информационная пропаганда. Это самый спорный тип пропаганды, поскольку он не апеллирует к эмоциям, как почти все остальные формы. Он апеллирует к фактам и наиболее эффективен, когда не слишком очевидно, что это пропаганда. Информационная пропаганда стремится ввести свою жертву в заблуждение так, чтобы та стала не уверенной в том, что является правдой. Или такая пропаганда стремится выявить истину, потому что эта истина выгодна заказчику пропаганды. Информация в такой пропаганде является верной или неверной в зависимости от поставленной цели.
Это подводит нас к методам. Короче говоря, пропаганда может принимать форму почти любого средства, которое убеждает людей делать или не делать что-либо. До некоторой степени любая массовая коммуникация является или может быть формой пропаганды.
Сегодня люди особенно увлечены всякими «троллями» в интернете. Однако этот нарратив является пропагандой сам по себе. По сути, вся информация, которая не поддаётся проверке, в значительной степени может быть использована в качестве пропаганды. Средства массовой информации, такие как фильмы, сериалы, новостные статьи, Википедия, книги и видеоигры, имеют широкую аудиторию. Так что методы пропаганды существуют для каждого из них.
Любое средство массовой информации, которое вы только можете себе представить, может находиться в той или иной степени в руках разведывательной службы государства или другого заказчика пропаганды.
Однако самый коварный вид пропаганды — это не производство самой информации, а управление потоком информации. Нарисовать злого человека — это одно, и это очевидно. Однако самым эффективным методом пропаганды на сегодняшний день было бы определение того, какие результаты появляются в топе социальных сетей и поисковых систем. Если вы ищете материал на определённую тему, поисковик может в значительной степени решить, к какой именно информации вы получите доступ. Известно, что частенько так и делается, иногда по прямому указанию правительства. Это очень мощная возможность скрывать все «ненужные» сведения о чём-либо и показывать только «нужные».
Пропаганда — это чьё-то направленное усилие. Любой, у кого есть ресурсы, способен провести пропагандистскую кампанию. Частные пропагандистские кампании часто называют «маркетинговыми исследованиями». И вы были бы дураком, если бы думали, что пропагандой занимаются только те, кому вы не верите. Если вы искренне считаете, что ваше собственное правительство или люди, с которыми вы согласны, не занимаются пропагандой, это просто означает, что их пропаганда эффективна.
Всегда ли лжёт пропаганда? Пропаганда всегда скрывает тот факт, что она пропаганда, а значит, она лжёт действительно всегда.
А вот другой взгляд на пропаганду, с колокольни работника СМИ: целевая аудитория пропаганды — это сам заказчик, а вовсе не массовые читатели и слушатели.
- Какие навыки нужны, чтобы стать пропагандистом?