Очередной плевок в лицо России, теперь от соседней Норвегии. Заблокировано снабжение российского поселка на норвежском острове Шпицберген. Как отвечать России.
Ну что ж в ряду выпадов Запада против России наверно следовало такой шаг ожидать. А дальше наверно будет Приднестровье.
Но пока о Шпицбергене.
Выскажу крамольную и непатриотичную вещь - России с архипелага надо уходить.
Экономическая польза России от присутствия на островах весьма сомнительна. Компании "Арктикуголь" Норвегия позволяет добывать около 120 тыс. тон угля. По этому показателю шахта не входит даже в первые пятьдесят угольных компаний России.
Это экономическая сторона вопроса.
Военно-стратегическая. Шпицберген, в случае размещения на нем военных баз НАТО может угрожать безопасности судоходства в западной Арктической зоне в целом. И российскому Северному морскому пути в частности.
Но увы, Россия превентивно не может этому никак помешать. Формально Шпицберген - норвежская территория с особым статусом, который позволяет различным странам вести на островах научную и хозяйственную деятельность.
Хозяйственная деятельность весьма ограничена природоохранным статусом островов, который Норвегия продолжает расширять на еще большую площадь.
Существуют споры между Россией и Норвегией и поводу шельфовой зоны островов.
Международными соглашениями за островами закреплен статус демилитаризованной зоны. Но международное право для Запада вещь относительная. И наверняка милитаризация Шпицбергена со стороны НАТО не за горами.
По поводу научной деятельности.
В Баренцбурге, единственном российском поселке на Шпицбергене, действует научный центр. Основное направление деятельности - мониторинг окружающей среды, изучение природных процессов в Арктике. Ну и наиболее востребованное направление - гидрометеорологическое обеспечение, то есть прогноз погоды. Что очень важно для морской навигации по Севморпути.
Однако, с норвежской стороны осуществляются постоянные препоны по расширению технической инфраструктуры научного центра.
Теперь вот стало известно о блокировке грузов для снабжения Баренцбурга.
Казалось бы этот вопрос можно просто решить, организовав снабжение собственными судами. Но видимо проблема кроется в том, что в мае этого года Норвегия включила Шпицберген в свою таможенную зону.
То есть все грузы, идущие из России на Шпицберген должны проверяться норвежской таможней.
Насколько правомерны такие действия Норвегии вопрос спорный.
Но и у нас вряд ли больше юридических прав, чем у Норвегии, настаивать на самостоятельном и свободном снабжении своего поселка.
Единственный вариант - пойти на все требования норвежской стороны. В крайнем случае эвакуировать весь персонал со Шпицбергена.
Но при этом необходимо сделать заявление, если статус демилитаризованной зоны Шпицбергена будет нарушен, Россия оставляет за собой право на "военно-технический" ответ, во всех смыслах этого слова.
Уступая в малом, побеждаем в главном. /Лао-Цзы/