Дорогие друзья! Ровно 150 лет назад, в 1872 г., Фёдор Достоевский завершил написание романа «Бесы», и его последние главы были напечатаны в декабрьском номере журнала «Русский вестник». Сегодня в нашей рубрике, посвящённой книгам-юбилярам 2022 г., мы расскажем вам о третьем романе «великого пятикнижия Достоевского». Кроме «Бесов» в него также входят «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок» и «Братья Карамазовы».
Замысел начал складываться у него в 1869 году, после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Народная расправа», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева. Позже главарь банды пояснил, что убийство было важным идеологическим поступком, который намертво связал всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной. Однако со временем произведение становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
Работа над романом шла сложно – творческие затруднения, на которые автор жаловался в летних письмах 1870 г. к друзьям, в значительной мере были связаны с его мучительными поисками центрального героя. Ведь поначалу Достоевский собирался написать памфлет против нигилистов и западников, а всю сущность политических радикалов, какой он её видел, в романе должен был воплощать Петруша Верховенский. Но в канву «Бесов» постепенно стали входить и предыдущие замыслы писателя. Таким образом, в творческой истории романа совершился коренной перелом, в результате которого политический памфлет и его герой Нечаев-Верховенский перестают занимать в романе центральное место, а само произведение усложняется и превращается в большой роман-трагедию с её главным героем Николаем Ставрогиным. Так же сильно в процессе работы изменился и замысел романа.
Вся работа над произведением заняла почти три года. А с января 1871 г. «Бесы» начинает печатать «Русский вестник».
Интересно, что изначально писатель планировал единый роман-эпопею, частью которого и должны были стать «Бесы, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Его постоянный издатель Катков, желая получать от него регулярную литературную работу, поставил жёсткие условия, поэтому вместо большого романа автору пришлось выпустить пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
Роман публиковался в журнале в течение 1871–1872 годов с большим перерывом. Этот перерыв возник из-за борьбы Достоевского с издателем Катковым и редактором Любимовым за главу «У Тихона». «У Тихона» – одна из ключевых глав, которая, по замыслу Достоевского, должна была объяснить Ставрогина, суть его внутреннего конфликта и мотивы многих поступков, вплоть до самоубийства. Но издатель «Русского вестника» Катков ни за что не захотел публиковать главу, в которой Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, объясняя отказ цензурными соображениями и испугавшись за нравственность читателей своего журнала. Ни в журнальной версии, ни в первом книжном издании она так и не появилась. Однако именно в этой главе мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности». Борьба веры с неверием достигает предельного напряжения, здесь Ставрогин терпит окончательное и сокрушительное поражение.
В романе можно найти отсылки и к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял Ивана Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял её на страницах книги. Прототипом Ставрогина стал глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста Михаила Бакунина, речь которого Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме.
Этот роман, в котором гениально угадано всё то страшное, что произошло в России в грядущие десятилетия, оказался почти совсем не понят не только по выходе в свет, но и ещё долгие десятилетия спустя.
«Бесы» стали одним из значительнейших произведений Достоевского – романом-предсказанием, романом-предупреждением. Он о трагедии русского общества, в котором революционные настроения, по мнению Достоевского, являются следствием утраты веры. Здесь он облекает в евангельскую символику свои размышления о судьбах России и Запада. Болезнь безумия, охватившая Россию, – это, в понимании писателя, в первую очередь болезнь русской интеллигенции, увлечённой ложным европеизмом и утратившей кровную связь с родной почвой, народом, его верой и нравственностью.
После Октябрьской революции 1917 г. роман «Бесы» был расценён как клевета на российское революционно-освободительное движение и фактически оказался под запретом. Намерение издательства «Academia» в 1935 г. выпустить его в двух томах со статьей и примечаниями Леонида Гроссмана не удалось осуществить: из печати вышел лишь первый том (практически сразу же изъятый из продажи и библиотек). С середины 50-х гг. (после начала Хрущёвской оттепели) роман переиздавался только в составе собраний сочинений Достоевского. Первые после долгого перерыва массовые издания «Бесов» вышли лишь в 1989 г.
В Центре редких и ценных изданий нашей библиотеки хранятся № 11 и 12 «Русского вестника» за 1872 г., в которых завершилась публикация «Бесов». Мы приглашаем всех желающих прочитать последние строчки великого романа в том виде, в котором они впервые увидели свет. Ждём вас в гости!