Найти тему
Alyona Verden. Поговорим...

Переход Дрейка через Атлантику и начало конфликта с Томасом Даути

Цикл "Пират её Величества"

Это третья статья цикла, ссылки на предыдущие - в конце.

Френсис Дрейк был позёр. Пусть он и не отличался особо благородным происхождением, однако вёл себя этот высокий, худощавый, рыжеволосый человек как истый джентльмен. Королева Елизавета не ошиблась, назначив именно его командовать экспедицией, которая кроме исследовательских, рейдерских (читай - грабительских) целей имела ещё и, так сказать, просветительские. А именно - показать всему миру, и по большей части - испанцам и португальцам, что англичане - не какие-нибудь неотесанные мужланы. С этой задачей Дрейк справился превосходно.

С пленными испанцами и португальцами он обращался, как с лучшими друзьями, которые по недоразумению оказались вдруг его противниками. Захваченные суда, если они были ему не нужны, он возвращал владельцам, предварительно, конечно, забрав наиболее ценные грузы. Если были нужны - отдавал взамен свое судно. Нет ни одного свидетельства о жестоком обращении с пленными, или, тем паче, пытках или казнях ("слюнтяй - сказал бы о Дрейке Франсуа Олоне"). Однако один участник экспедиции всё же был казнён - на том самом месте, где полвека тому назад Магеллан приказал повесить несколько человек из своей команды, обвинённых в бунте.

Возможно, именно для этих самых "просветительских" целей, в состав экспедиции были приняты несколько молодых людей из знатных семей. Стоит также отметить, что большая часть этих джентльменов являлась ставленниками высокопоставленных лиц, принявших деятельное участие в снаряжении экспедиции. И о большей части произошедших во время плавания событий нам известно именно из записей этих людей. Джон Уинтер, отец которого отвечал за снабжение королевского флота, а дядя был адмиралом, командовал вице-флагманом "Элизабет", барком снабжения "Мэриголд" командовал Джон Томас, доверенное лицо Кристофера Хэттона, действующего фаворита королевы Елизаветы, капеллан Френсис Флетчер был ставленником государственного секретаря лорда Уолсингема, солдатами командовал Томас Даути, секретарь уже упомянутого Кристофера Хэттона. И, вероятно, "просто так", в состав экспедиции были приняты Томас Дрейк, брат Френсиса Дрейка, Джон Даути, брат Томаса Даути и родственник Джона Хокинса Уильям Хокинс.

До островов Зелёного мыса, крайней точки перед трансатлантическим переходом, экспедиция добралась практически без потерь, если не считать задержки на ремонт в самом начале, и одного матроса, "загостившегося" у султана Феса, впрочем, не по своей вине. А вот во время перехода через Атлантику в до сей поры сплочённой команде начались раздоры.

Возможно, Дрейк совершил ошибку, назначив капитаном захваченной каравеллы "Мэри" Томаса Даути, и отправив на этот же корабль своего брата. В скором времени Даути доложил генерал-капитану, что его родной брат Томас Дрейк взломал один из ящиков с добычей (по другой версии - Томаса застукали около бочек с вином). И дружбе между Даути и Дрейком пришёл конец.

По свидетельствам своих спутников, Дрейк имел "властный и крутой" характер. Доклад же Даути вообще вызвал у него вспышку ярости, ведь дело касалось его родного брата и семейной чести. Однако расследование всё же было проведено, и, неожиданно для Даути, некоторые члены экипажа "Мэри" дали показания, что это он, Даути, вор, а вовсе не Томас Дрейк. В каютах обоих подозреваемых провели обыск, и если у Томаса Дрейка не нашли ничего, то среди вещей Даути обнаружили несколько вещей, которые ему не принадлежали. В свое оправдание Даути заявил, что эти вещи действительно ранее принадлежали португальцам, но были ему подарены (принимать небольшие подарки не возбранялось даже среди пиратов), а не взяты из общей части добычи. Однако Дрейк не внял его объяснениям, сместил Даути с должности капитана "Мэри" и отправил его самого на "Пеликан", в прежней должности командира солдат. Однако вслед за Даути на "Пеликан" был переведён свидетельствовавший против него Джон Брюэр. И скорее всего, он был доверенным человеком Дрейка, посланным специально, чтобы спровоцировать Даути на необдуманный поступок, что вскоре и произошло - Даути набросился на Брюэра с руганью, едва не пустив в ход кулаки. После этого оба брата Даути были арестованы и отправлены на флибот "Суон", который Дрейк использовал в качестве арестантского судна.

Во время отставки Даути с поста капитана "Мэри" Дрейк лично исполнял капитанские обязанности на этом корабле, временно лишив "Пеликан" статуса флагмана. После ареста братьев Даути он вернулся на "Пеликан" назначив капитаном "Мэри" своего брата Томаса. И на время вражда между Дрейком и Даути стихла, но конфликт вовсе не был исчерпан.

Переход через Атлантику продолжался 63 дня, и до берегов Бразилии эскадра добралась без приключений. Наоборот, если верить записям участников экспедиции, это был едва ли не самый лёгкий период плавания, разве что пресной воды могло бы быть и побольше. 10 марта эскадра подошла к заливу Всех Святых. Первоначально Дрейк собирался сделать здесь остановку для отдыха и пополнения запасов, однако Нунья да Силва предупредил его, что залив часто патрулируется португальским флотом. Поэтому ещё больше месяца корабли экспедиции держали курс сперва на юг, а потом на юго-запад, не подходя близко к берегу, пока не достигли устья Рио де ла Платы. Здесь, наконец, была сделана первая остановка после того, как флотилия Дрейка покинула острова Зелёного мыса.

Продолжение следует...

Ссылки на предыдущие статьи цикла: