Найти тему
Учительская

Первые ступеньки в карьерной лестнице

Родители спрашивают: «Кем хочешь быть?» Учителя интересуются: «На кого продолжишь учиться?» Сверстники тормошат: «Кем бы хотел работать?» Нынешнее развитие технологий требует от специалистов всех уровней обширных знаний, профессиональных навыков и умений, а понять все тонкости различных профессий порой непросто.

Ответить на эти вопросы помогают проекты, реализуемые Департаментом образования и науки города Москвы. Их несколько, и они удобно разделены на разные возрастные категории и по поставленным перед ними целям и задачам.

Шоу профессий и «Субботы московского школьника»

Проект «Шоу профессий» – цикл видеовыпусков, информирующих учащихся о востребованных профессиях, профессиональном развитии, командном решении производственного кейса, соответствующих образовательных учреждениях и промышленных предприятиях.

Проект «Билет в будущее» – это проект ранней профессиональной ориентации учеников 6-11‑х классов, основная задача которого не помощь школьнику в выборе конкретной профессии, а формирование способности осуществлять выбор в целом, определять свои способности для лучшей профессии будущего.

«Профессиональная среда» – основной задачей этого трека «Суббот московского школьника» стало создание открытого и современного пространства для знакомства, профориентации, самоопределения школьников в профессиях, важных для развития городской среды, возможность попробовать свои силы в различных профессиях, приобрести основы трудовых умений и навыков, сформировать мотивацию к получению профессионального образования.

Результатом участия школьника в любом из представленных выше проектов может стать его участие в проекте «Профессиональное обучение без границ», то есть осознанное и мотивированное решение о получении первой рабочей профессии. Такое обучение становится начальной ступенью в карьерной лестнице молодого специалиста, прививает ответственное отношение к труду, уважение к деятельности других людей, способствует повышению успеваемости по общеобразовательным предметам, развивает самоконтроль и ответственность. В процессе обучения у учащихся формируются и развиваются профессиональные компетенции, позволяющие приступить к самостоятельной трудовой деятельности и продолжить профессиональное образование.

В нашем колледже регулярно проводятся мастер-классы и профориентационные мероприятия, дни открытых дверей, отражающие полную картину специфики основных профессий и материально-технического оснащения современных рабочих мест в транспортной отрасли. Освоение программ профессиональной подготовки по профессиям происходит в мастерских, лабораториях, на автодроме и автотренажерах, оснащенных современным, а в некоторых случаях уникальным оборудованием, под руководством высококвалифицированных преподавателей и мастеров производственного обучения.

Актуальность данных программ подготовки обусловлена развитием транспортного комплекса столицы, увеличением парка автомобилей и протяженности улично-дорожной сети, возрастающей популярностью сервиса краткосрочной аренды автомобилей и услуг доставки и, как следствие, востребованностью такого рода деятельности на рынке труда. Раннее профессиональное определение позволяет выбрать дело всей жизни, а профессионалы своего дела ценятся в любые времена.

Профориентация

От того, какую профессию выберут повзрослевшие школьники, где будут они работать, зависит не только их благосостояние, но и возможность реализовать свои способности и творческий потенциал. Снизить вероятность ошибки при выборе сферы деятельности можно только профессиональными пробами в различных областях, чтобы определить, что молодому человеку по-настоящему интересно. Профориентационная работа в период обучения в школе важна не менее, чем сама учеба.

Профессиональное обучение школьников является востребованным направлением деятельности московских колледжей. Полученные школьниками рабочие профессии позволяют им более осознанно выбрать свой будущий профессиональный путь, найти интересную именно им сферу профессиональной деятельности. Кроме того, получив еще в старших классах рабочую профессию, школьники имеют возможность подработки в каникулярное время, что способствует трудовому воспитанию подрастающего поколения.

Колледж автомобильного транс­порта №9 принимает активное участие в решении задач по профессиональному само­определению молодежи, выбору школьниками своего профессионального пути и трудовому воспитанию. Колледж уже более 5 лет осуществляет профессиональное обучение московских школьников и реализует программы профессионального обучения школьников в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ». Этот проект дает возможность школьникам 9-11‑х классов овладеть азами того дела, которое их увлекло.

Программы профессионального обучения разработаны в соответствии с требованиями квалификационных характеристик по профессиям. Обучение проходит по модульной системе. Каждый модуль включает в себя определенный раздел учебного плана по профессиональному обучению, в том числе теоретические и практические занятия. Теоретическая часть может быть реализована как с применением дистанционных образовательных технологий, так и в очном формате. Практическая часть проходит на базе мастерских и лабораторий колледжа.

Занятия ведут квалифицированные преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие опыт работы на производстве.

В течение одного учебного года школьники осваивают все модули программы по одной из выбранных профессий, а по окончании обучения сдают квалификационный экзамен. В случае успешной сдачи получают свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Профессиональное обучение школьников в колледже осуществляется по востребованным экономикой региона профессиям, а также с учетом профиля колледжа и реализуемых основных профессиональных образовательных программ. В КАТ №9 старшеклассники имеют возможность выбрать интересующую их рабочую профессию из области транспорта, логистики, информационных технологий: водителя автомобиля, монтировщика шин, экспедитора, слесаря по ремонту автомобилей, билетного кассира, чертежника, консультанта в области развития цифровой грамотности населения, оператора диспетчерской службы и другие профессии, востребованные транспортно-логистической сферой города Москвы.

Профессиональное обучение школьников осуществляется совместно с заинтересованными работодателями, на базе которых проходят экскурсии, мастер-классы, реализуются некоторые компоненты практической подготовки.

Многие из старшеклассников, получивших в колледже рабочую профессию в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ», после школы приходят обучаться в колледж, а также находят новое хобби в жизни, порой связанное именно с автомобилем. А мы, как и наши ученики, учимся вместе с ними и совершенствуем свои компетенции, чтобы всегда отвечать вызовам времени и не отставать от нашей талантливой молодежи.

Сергей НОВОСЕЛОВ, мастер производственного обучения колледжа автомобильного транспорта №9

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».