Способность глобальных новостей оказывать влияние на принятие политических решений получила название «эффекта CNN».
Считается, что именно CNN был первым, чье воздействие оказалось столько очевидным, происходило у всех на глазах, а главное было проанализировано. Канал стал единственным СМИ, который транслировал в прямом эфире бомбардировки Ирака. Решение о которых, кстати, также было принято после того, как телеканал в прямом эфире на весь мир транслировал общественные слушания из Конгресса США по делу гибели 300 недоношенных детей, якобы похищенных иракскими солдатами в роддомах Кувейта. Некая молодая медсестра со слезами на глазах рассказывала об этих преступлениях. Как выяснилось позже, а именно после окончания войны, обвинения были ложными, а медсестрой выступила дочь кувейтского дипломата.
Джеймс Бейкер, госсекретарь США того периода объяснял влияние показа военных действий в режиме онлайн так: «Политики вынуждены иметь свою позицию. Вы находитесь в режиме реального времени. У вас нет времени на обдумывания». В свою очередь, Маргарет Татвилер, его бывший пресс-секретарь, добавила: «Время для реакции сжато. Анализ и сбор информации отсутствуют».
Эффект можно почувствовать и на себе. Например, порыв перечислить деньги в благотворительный фонд после просмотра репортажей о бушующей стихии. Так было в 2004 году, когда на Тайланд обрушилось самое смертоносное цунами в истории. Трансляции помогли собрать огромные суммы для постращавших. Но все-таки чаще, "эффект CNN" носит негативный окрас, как манипуляция общественным мнением.
«Эффект CNN» сработал и в других масштабных событиях, например, 11 сентября 2001 года именно компания CNN стала первой, показавшей кадры Северной башни Всемирного торгового центра. Ещё не зная, что произошло, какой тип самолёта врезался в башню, ведущий с уверенностью заявил о теракте, который совершил Усама бен Ладен. Эту непроверенную информацию подхватили сотни мировых СМИ.
Единого мнения по поводу эффекта СМИ у ученых всего мира все же пока нет, но так или иначе военные, политики и многие другие учитывают "эффект CNN", и работают с ним.
Именно поэтому в 21 веке на официальных каналах мы вряд ли увидим боевые действия онлайн, а неофициальные каналы блокируются.
#информация #информационнаявойна #информационнаягигиена